Человеческое, слишком человеческое

Посредственный летний блокбастер с Джонни Деппом о постчеловеке - каким он может быть и чем это грозит.

В калифорнийском городе Беркли нет молока, и, видимо, уже не будет. Об этом грустно сообщает табличка на двери магазина, написанная от руки. В Беркли отсутствуют свет и вода, при этом улицы густо поросли диким кустарником. Очень похоже аналогичная ситуация повсюду, что, очевидно, намекает на техногенную катастрофу. И что бормочет грязный мужчина, предаваясь воспоминаниям у подсолнухов на заброшенном заднем дворике…

За пять лет до этого момента супружеская чета Кастеров, Уилл и Эмили, разработали вполне действующий искусственный интеллект. Синтетический разум мог лишь поддержать непринужденную беседу и филигранно оперировать базами данных неисчислимого масштаба. Этих фактов оказалось достаточно радикальным технофобам для атаки на Уилла Кастера - в него выстрелили радиоактивной пулей. Медицина дала ему месяц.

Эвелин Кастер, все глубже погружаясь в меланхолию, напряженно ищет выход: с её подачи сознание мужа инсталлируют на платформу искусственного ума. Поначалу Уилл пишет невинные сообщения, а затем выходит в Сеть, чтобы построить город-крепость в пустыне, создать собственную армию из нано-модифицированных людей и превратить планету в машину.

Теория опасности разумных машин была активно эксплуатируема на заре высоких технологий. Тогда, в самом начале 80-х, фантасты и футурологи заговорили об этом как о перспективе. И научно-фантастические выкладки из жанровой страшилки вдруг стали частью поп-культуры, где «Терминатор» и «Нейромант» оказались более чем возможными негативными сценариями. Позже, в 90-е, тема несколько поутихла, сместилась в размышление о виртуальной реальности и её модели эскапизма. Но сегодня, на пороге цифровой эпохи, некогда перспектива вполне себе может претендовать на действительность.

В сущности, «Превосходство» никуда и не уходит из координат тридцатилетней давности, используя главные архетипы киберпанка. А в качестве реверансов к основам жанра по фильму разбросаны маркеры - от упоминания Тьюринга до гибсоновского визионерства концепции виртуального пространства. Ну и совсем вскользь проговаривается технологическая сингулярность, в которой синдром Франкенштейна никто не отменял.

Дебют Уилли Пфистера, штатного оператора Кристофера Нолана, в режиссерском кресле оказался пусть и не выдающимся (ленту широко обругали все кому не лень), но чертовски красивым. Визуальной стороной неспешного, почти медитативного, повествования можно любоваться, как картиной. А цифровой Депп ничуть не хуже Деппа воплоти.

Однако, по преимуществу крепкое, «Превосходство» местами кажется вовсе необязательным. Необязательный Морган Фримен, который год дающий разочарованных всем на свете профессоров. Необязательный Киллиан Мерфи, появляющийся три раза на два часа и, разве что, для того, чтобы нервно снимать полицейские очки. Необязательные спецэффекты, которыми нарисовали лицо Деппу. Неоконченный философский дискурс о Боге в человеке, человека в Боге и их обоих в машине, обрывающийся раз за разом, как только начинаются аргументы.

«Превосходство» - несколько отложенная в сторону натиском конъюнктуры категория «В», а теперь перезапущенная и облагороженная бюджетом и звездами первого эшелона. И, быть может, это единственная возможность реанимировать интерес к данной нише, некогда ставшей кузницей этих самых летних блокбастеров.

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк