DOK, который kod

В конце мая меня все-таки занесло в заведение Ливерпуль, славящееся своими жлобскими порядками в отношении постоянных посетителей. Группа DOK представляла новую программу. Второй, как мне сказали, альбом.

DOK @ Liverpool, In, 2009

Двух парней из трех узнал сразу. Оба - из Улитки на жгучем перце, которая в середине девяностых стала просто Улиткой. На басу - Евгений Кравцов, на клавишах и саксофоне - Александр Оленев. Новеньким оказался только паренек за барабанами - Станислав Иващенко. Да и новеньким его можно назвать с натяжкой, потому как в Улитке он играет уже десять лет.

Такой состав, который не побоюсь назвать классическим, спустя двадцать лет - на секундочку! - я слышал впервые: бас, ударные и саксофон/клавиши. Вернувшись к составу без гитары, который для DOK'а, созданного на обломках Улитки, и есть оригинальный, звучание стало много более старомодным и современным одновременно. Парадокс, не правда ли?! И кто поверит, что приблизительно такую же музыку приблизительно эти же парни играли два десятка лет тому? И когда про ДОК пишут, как о новом явлении на украинской независимой сцене, как никогда ясно и четко осознаешь, что правильный маркетинг все-таки стоит дорого.

Тогда за барабанами управлялся Валера Деревянский, aka Дробби, который безо всякой пощады лупил самостоятельно изготовленными из твердых пород дерева палочками по импортным пластикам. Дело не в каких-то невероятных изысках донецкой джазовой школы или феноменальной бедности, а в звуке. "Иначе нету удара, нету кача!", - объяснял свою рационализацию Валера организаторам различных фестивалей, которые боялись за сохранность дорогого оборудования. Ни один пластик порван не был. И это уже джазовая школа и техника удара. Сейчас Дробби играет то в Грин Грее, то в Маракеше. "Всё за деньги. Совсем лабухом стал", - неоднократно повторенная шутка самого Валеры, который сегодня проводит больше времени в столице, чем дома.

Новый барабанщик подошел к решению проблемы кача еще оригинальнее. Играет алюминиевыми палочками. Вписался в состав исключительно грамотно и к месту. Органика получилась невероятная и потому смело скажу: гитары этим людям - лишние! Ритм, мелодия и экспрессия - главное.

Еще одна парадоксальная деталь. Казалось бы, что коллектив с такой сложной музыкой должен лучше звучать в студийной записи, но нет! Именно на сцене эта троица не только смотрится, но и звучит много интереснее. Их музыка, будто некий непонятный до конца, но неуловимо знакомый код, посредством которого трое заблудившихся инопланетян, пытаются рассказать землянам о чем-то очень важном и вечном одновременно.

Название ДОК до безобразия донецкое. Я сначала пошутил, что это Деревянский, Оленев, Кравцов и есть прямая трансляция первого состава, а потом вспомнил, что ДОК - это аббревиатура, которой по международной классификации обозначают Донецкий аэропорт. Жека же разуверил. "Вспомни, где я живу!", - указал басист путь истины. "Ааааа", - только и хватило меня.

Эта неуловимая на первый взгляд донецкость проявляется даже в интернациональной по всем показателям музыке, в которой больше неземного, чем в какой-либо другой. Даже без вокала. Или как раз благодаря этому. Ключевое отличие "той" Улитки от "этого" ДОКа - отсутствие голоса. Все тот же Деревянский, который в попытке поразить воображение дамочек будто случайно сожрал дождевого червя из на красивых глазах разбитого цветочного горшка, самостоятельно писал не менее оригинальные, чем его выходки, тексты. И в не менее оригинальной манере их же и исполнял.

Быть не только поющим, но и сильно бьющим барабанщиком очень трудно. Не только по причине плохой аппаратуры, на концертах в начале девяностых невозможно было понять о чем именно поет Валера. Он пел эмоционально и ярко, но совершенно не понятно что и о чем. На записях еще можно разобрать, но в живую - труд неблагодарный.

В действительности Дробби пел то, что сегодня называют шансоном, а тогда - блатняком. И вот представьте, играют ударные, бас и саксофон с клавишами, что-то экспрессивное, с налетом джаза, перекрываясь поверх истерическими криками, которые на деле оказываются как бы песней:"Волянят на проспекте Мира, качает доктора метро"... Не случайно именно Слымак, как стали называть Улитку национально озабоченные организаторы различных музыкальных мероприятий, был желанным гостем на альтернативных фестивалях.

DOK @ Liverpool, Ushlo, 2010

Вокал DOKу не помешает, как по мне. И даже больше - нужен. Не текстовый, смысловой, красивый, а именно эмоциональный, истеричный, с вскриком, в стилистике стремительно трезвеющих дервишей, которые крутятся волчком, подбрасывая к небу горсти песка. Голос бы только подчеркнул выразительность их музыкального материала, которому никаких других сравнений и метафор, кроме как космических, и не придумывается.

Музыкальноведческие всякие изыски с определением жанра или стиля мне чужды. Могу сказать, что я знаю минима еще три похожих в чем-то группы, работающих в смежных направлениях. Это днепропетровская ...и Друг мой грузовик, харьковская Ч.А.Й.К.А. и с натяжкой сильной питерский Картель времен перехода от краматорского Приапического Картеля к тому, во что сегодня превратилась эта когда-то х-панковская группа.

Для меня лично мерилом качества есть желание послушать музыку коллектива в то время, как я сам за рулем, то есть в машине. Если альбом попадает в число прослушиваемых в авто, значит - он хороший. Оба альбома группы DOK - хорошие. Жаль, но у меня только один - второй и самый свежий.

Послушать и познакомиться с группой ДОК можно тут: http://www.doklive.com, http://vkontakte.ru/club13649114, http://www.youtube.com/user/doklive, http://www.lastfm.ru/music/dok

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк