Когда деревья были маленькими

Относясь с интересом к фильмам на донецкую тематику, я нахально думал, что все сколько-то значительные произведения с этой полочки видел или, во всяком случае, что-то о них знаю. А тут сюрприз. На сайте краеведа и строгого менестреля донбасской старины Евгения Ясенова встретил упоминание о киноленте «Гори, моя звезда» 1957 года выпуска. Ничего не слышал о ней – тем любопытнее было приобщиться.

В Сталино

Название у кино, считай, калька с романса. Но сюжет иного звучания. Борьба за показатели на фоне метаний главного героя между женщинами. А звезда, она же на копре шахты, на которой и бушевали производственно-романтические коллизии. Сначала пятиконечник тускл, потому как план не давали. В конце фильма звезда горит алым пламенем, не оставляя у зрителей сомнений, что все наладилось.

В Сталино.

Лучшее, что есть в этом фильме, – антураж. Роскошные ракурсы города Сталино: центр, стадион «Шахтер», Университетская, терриконы с несрезанными макушками, трогательно лысенькие поселки, например, шахты Абакумова… Город лишь готовился утонуть в зелени, деревья только высаживались, маленькие были.

в Сталино

Теперь о любви. Мастер Андрей Панченко (Петр Омельченко) становится начальником шахты. Не самой благополучной. Вспоминая свой фронтовой опыт, когда «от роты оставалось 10 человек», но приказ выполнялся, он берет всех в жесткий шенкель. Коллектив ропщет, начинается бухтение сопротивления, а то и саботаж. Директор в недоумении, он же, по сути, прав – странно уговаривать делать то, за что деньги платят. А ему со всех сторон: «Мягче надо быть. Не любят тебя…»

Прогульщики и лоботрясы, шахтная бюрократия – те, понятно, невзлюбили энергичного и гонористого руководителя. Женщинам он, наоборот, пришелся по сердцу, причем сразу двоим. На одной из них, Тамаре (Елена Лицканович), дочке парторга и даме эмансипированной, с высшим техническим образованием, Андрей без пяти минут женат. Но тут ему на пути попадается Нелька (Татьяна Конюхова) с букетиком сирени…

В Сталино.

Девица эта на шахте своеобразная знаменитость, с шилом в одном месте. Никого и ничего не боится, что ежеминутно и демонстрирует не без удовольствия. Трудится она машинистом электровоза, лихачит под землей вплоть до аварий. А в общаге за нее кавалеры бьются так, что рамы трещат. Социально полезная, короче говоря, фигура, женщина-вамп с подземным стажем. Директор вызывает Нельку к себе на ковер, в производственном смысле этой фразы, и тут узнает в ней девчонку, с которой воспитывался в одном детском доме в Мариуполе. Сама-то по себе она славная и незлобивая, это жизнь ее наждаком потерла. Как старший товарищ, Андрей берет над Нелькой шефство. Но тут косяком пошли неприятности.

С ответственного поста героя сняли (за чересчур требовательное отношение, представьте себе), он напросился пойти начальником на участок, куда в свое время собрал всех оболтусов и дармоедов. На деле, чтобы доказать, значит… Новое начальство выперло Нельку с работы и из общаги. Андрей ничего умнее не придумал, как расквартировать свою однокашницу в доме отца Тамары, пока та самоутверждается и проверяет чувства на другой шахте. В итоге – Нелька полюбила Андрея, Тамара полюбила Андрея. Андрей любил только работу и себя в трудах праведных. Получился любовный квадрат: две женщины, мужик и шахта.

В Сталино.

Шахта – это константа, а с женщинами надо было разбираться. Выбор пал на Нельку. Разрушили, заметим вскользь, жизнь Тамаре и Нелькиному ухажеру Косте… Какой-то сюрреалистичной показалась мне сцена, где Андрей (снова ставший начальником шахты, потому как смирил гордыню и расположил к себе публику) и Неля (переселившаяся к суженому с чемоданом и гитарой) отмечали начало новой жизни, поднимая тост за своих друзей. В смысле, за Тамару и Костю. М-да… В кадре все счастливы, звезда горит, занавес скрывает от нас драматические переживания второстепенных персонажей. В конце концов, на то они и второстепенные, чтобы быть никому не интересными. За редким исключением.

В Сталино.

А вот таких счастливых исключений в этом фильме как раз пруд пруди. В эпизодах мелькают узнаваемые и симпатичные лица актеров Юрия Белова, Геннадия Юхтина, Льва Перфилова. Неподражаемая Надежда Румянцева ходит юлой в привычном образе школьницы-егозы, хотя ей тогда уже было за 26 лет. Маргарита Криницына (легендарная Проня Прокоповна) исполняет роль комсорга шахты. Евгений Моргунов – руководитель самодеятельного поселкового оркестра. Мое частное мнение: актеры второго плана в этом кино зачастую выглядят ярче главных героев. Так и фон, красивый город Сталино, интересней сюжетной линии.

В Сталино.

Обращу внимание на два важных идеологических момента фильма. Редко обнаружишь в советском кино 1940–1950-х годов, чтобы руководитель, и вдруг неидеальный. Положительный типаж, не враг, но и с недоработками, перегибами и терзаниями по женской части. Бронза, но с человечинкой. А еще – зажиточная обстановка в доме только у знатного шахтера, причем даже с телевизором и фикусом. У инженера – чисто, пусто, будь он хоть сто раз директор. Молод еще, потому что.

В Сталино.

Руслан Мармазов для Донецкого времени

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк