Молодые ветераны, целая Саур - могила

Мало кто из режиссеров умел так светло передать дух Дня Победы, как Петр Тодоровский. Он фронтовик, ощущение счастья завершившейся войны бережно пронесено им через всю жизнь. Но были же и другие большие мастера с окопным опытом, а вот этак у них не выходило. В фильме «В день праздника», снятом в 1978 году в Снежном и Торезе, на фоне торжества рассказывается о жизни достойного человека и его семейства.

афиша

Кинокартина ближе к мелодраме, хотя и с вкраплениями соцреалистической производственной тематики. Об отцах и детях, о любви и честности, об условностях бытия и безусловных человеческих ценностях – пожалуй, там такое направление.

В центре повествования ветеран войны и труда, шахтер Пантелеймон Гринин (Николай Пастухов). Утром он вылетает из глубокого сна в холодном поту – гроза разбудила – прямой намек, что война так и не оставила солдата в покое. Хотя столько лет минуло! Главный герой приходит в себя, уясняет, что всего лишь гром гремит, а сегодня самый святой праздник, и ему становится радостно на душе. Парадный костюм с наградами, рубашка, галстук наглажены с вечера. Сделав зарядку под развешанными на стене фотографиями, в том числе и с фрагментом из «Большой жизни», Пантелеймон Дмитриевич наряжается и бодро хромает в важный для него день.

Тодоровский В день праздника

Ветеран не стар, полагаю, ему между 55 и 60 годами. Да-да, были времена, когда фронтовиков было много и они были крепки и энергичны. Россыпь медалей плюс ордена Красной Звезды и Отечественной войны на груди, трость, помогающая при ходьбе, надо полагать, после ранения, указывают, что на войне Гринин не на продуктовом складе подъедался. Между прочим, Николай Пастухов вполне мог сниматься и с собственным орденом Красной Звезды, полученным в 1945-м. Собственно, Тодоровский в знаменитом фильме «Был месяц май» тоже снимался со своими наградами.

И все вроде бы у нашего персонажа в норме. Он уважаемый член общества, дети выросли, не вполне устроены в личном плане, но, в принципе, тоже грех жаловаться. Внуки есть… Супруга, правда, умерла. Но прошло время, и дедушка Гринин вдруг вновь полюбил. Это не тот бес, который полагается в ребро в нагрузку к седой бороде. Тут сильное чувство. Правда, парикмахер Зинаида (Людмила Зайцева) в поселке пользуется неоднозначной славой. Хороша собой, вопросов нет, но не очень социально ответственна, что ли. Разбитная бабенка, способная и мужика с ума свести и за себя, коли что, постоять, – распространенный типаж в донецких степях. Над идеей Гринина жениться на Зине публика посмеивается, а взрослые дети губки поджимают и фыркают. Не все, но всё же. Больше прочих усердствует старшая невестка, неприятная курящая особа с манерами, отточенными за прилавком… Только Пантелей решителен и инициативен, он надумал в честь праздничка представить отпрыскам свою зазнобу.

По ходу дела возникает другая сюжетная линия. Пантелей Дмитриевич – человек с обостренным чувством справедливости. Не может он мириться с махинациями тем паче на родной шахте. Там бригада некоего Козлова (Александр Филиппенко, волосатый такой, нагловатый) внедрила коррупционную технологию. Горняки с получки скидываются по червонцу бригадиру, тот делится с начальником участка – сверху отдельное отношение, технику подбрасывают, значит, план идет, зарплаты приличные – все в шоколаде. Кроме других бригад. Старый шахтер решил «передовиков» разоблачить, те ему подметные письма стали с угрозами подбрасывать, он в милицию: предупредил участкового, своего фронтового товарища, мол, если те сунутся, пусть не обижаются, пощады не будет.

Пока действующие лица пытаются не утонуть в водоворотах приватных проблем, праздник идет своим чередом. Мило и приятно видеть простецкие радости 1970-х: Зыкина в телевизоре, холодец, порошок «Лотос», знакомые каждому радиопозывные. Люди воодушевлены, парадно одеты, ветераны с удовольствием принимают заслуженную порцию почета, пионеры снуют в белых рубашках, цветы, шарики. И все это на родных глазу пейзажах с изломами терриконов, с неказистыми, но чистенькими улицами шахтерского городка.

В день праздника

Сцена на Саур-Могиле вызывает гордость за предков и ярость по поводу дня сегодняшнего. В фильме Тодоровского документально зафиксирован самый почитаемый в Донбассе военный мемориал в целости и сохранности. Могли ли предположить тысячи человек, попавшие в кадр 9 мая 1978 года, что пройдет немного времени, и памятник уничтожат доморощенные нацисты! Правда, и наши парни изрядно этим упырям вмазали, не посрамили отцов-дедов… Но, в принципе, это же понять надо, как аномально перекосило наше общество…

Как и во всех фильмах Тодоровского, музыкальное сопровождение отменное. Знаковые «Спят курганы» мелькнули даже дважды в разных ситуациях. В маленьких ролях внезапно возникли Стас "Кирпич" Садальский и режиссер Марлен Хуциев. Первый играет прозревшего шахтера-хулигана, второй –странноватого гостя с юга. Кстати, сюжет Тодоровскому подсказал случайный попутчик – он о себе болтал. Так что одна сплошная правда жизни.
Руслан Мармазов

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк