Память о гастролях легенды

80 лет назад, 19 декабря 1936 г. Сталино посетил с гастролями Платон Иванович Цесевич.

Платон Иванович Цесевич.

Его называли вторым Шаляпиным, а он неизменно отвечал на это: «Я не второй Шаляпин, я первый Цесевич». Известный оперный певец, легендарная личность в истории украинского и русского оперного искусства Платон Иванович Цесевич родился в селе Негневичи Гродненской области Белоруссии в семье ремесленника 25 ноября 1879 г. Голос с раннего детства у него был сильным и звонким.

В десятилетнем возрасте он был принят в лучший в Киеве церковный хор Софиевского Собора дискантом. Там получил и первое музыкальное образование под руководством Я. Калишевского. Он прослужил солистом в хоре 5 лет; окончил школу и два года проучился в духовном училище. В 15 лет у Платона начал ломаться голос, и он ушел и из хора, и из училища. Вместе с семьей он переехал в Екатеринослав.

Пока нельзя было петь, Платон работал у отца столяром. Он освоил специальность модельщика в литейном цехе Екатеринославского металлургического завода. Потом некоторое работал в Синельниковских железнодорожных мастерских. Он всю жизнь гордился тем, что получил опыт рабочего. В свободное время он пел в рабочем хоре баритоном.

В это время в Екатеринославе в музыкальном училище работал педагог Й. Левин, выпускник Петербургской консерватории, ученик знаменитого итальянского маэстро К. Эверарди. Платон Иванович обратился к нему с просьбой, давать ему уроки пения. Прослушав его, Левин понял, что голос надо настраивать как бас. Восемь месяцев он работал с молодым певцом и приучил его к тому, что надо выбирать только самый лучший репертуар, отдавая предпочтение классике.

На всю жизнь П.И. Цесевич усвоил эти уроки. В мае 1901 г. он подписал свой первый контракт. Ровно через год Платон был уже солистом театра «Украинской музыкальной комедии» под руководством Н. Кропивницкого. В его репертуаре появилось три крупные роли в операх: Н. Лысенко «Наталка-Полтавка», С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и в оперетте «Назым Хикмет». Здесь он познакомился с великими мастерами украинского театра братьями (Тобилевич) П.К. Саксаганским, Н.К. Садовским и И.К. Карпенко-Карым, которые давали ему советы и уроки сценического мастерства.

В 1902 году он уехал в Москву, а затем в Петербург, где концентрировалось всё самое лучшее в оперном искусстве. Здесь Платон Иванович в течение двух лет брал уроки вокального мастерства у известного петербургского педагога Якова Моисеевича Любина, в прошлом солиста Мариинского оперного театра (тенора) и тоже ученика К. Эверарди. Эти занятия сделали его профессионалом. Шлифовался его голос, расширялся репертуар. В его репертуаре появились партии Мефистофеля и Ивана Сусанина.

В Харьковском оперном театре в 1905 г. он познакомился с Ф. Шаляпиным, куда тот приехал на гастроли. В спектакле «Борис Годунов» они пели вместе – Шаляпин в главной роли, а Цесевич в роли Пимена. С тех пор П.И. Цесевич считал Шаляпина своим учителем, а Шаляпин называл Платона Ивановича соперником.

Дольше всего П.И. Цесевич выступал в Киеве. В 1910 г. заключил контракт с Одесской оперой. В 1915-1918 гг. пел в опере Зимина в Москве. Он получал приглашения от итальянского театра «Ла Скала» и американского «Метрополитен-Опера».

В советское время Платон Иванович Цесевич служил в оперных театрах Киева, Москвы, Ташкента, Харькова и др., продолжал гастрольные поездки. В 1925 – 1933 гг. он совершал поездки за границу, выступал на театральных сценах Неаполя, Барселоны, Парижа, Бухареста.

Платон Цесевич был гостем и в нашем городе. Он посетил его по крайней мере три раза. Первые из известных гастролей в Юзовке 31 октября 1918 г. были связаны со скандалом. Организатор его концерта, не заплатив городской сбор, вместе со всей выручкой уехал в Таганрог. Вот документ, найденный в Государственном архиве Донецкой области (сейчас Государственный архив ДНР ), в фондах Юзовской городской управы, журналистом и краеведом А. Жаровым. Это письмо от 1.06.1919 года начальнику городской стражи Таганрога (ГАДО, Ф-10, оп.1, д.15, л.76,77) следующего содержания: «Юзовская городская управа просит вашего распоряжения о розыске, проживающего в Таганроге, гражданина Андрея Ивановича Дмитренко, с кого следует городской сбор с зрелищ и увеселений с вечера-концерта Платона Чесевича (так в написано в документе. — Прим. А. Жарова), устроенного указанным гражданином в Юзовке 31 октября 1918 года. По имеющимся в Управе сведениям гражданин А.И. Дмитренко служит в службе сборов Екатерининской железной дороги. Просим потребовать от него корешки 3-билетных книжек, зарегистрированных для концерта 31 октября и по корешкам проданных билетов взыскать в порядке бесспорном городской сбор, взимаемый в городе Юзовке в размере равному Государственному».

Вторые гастроли, о которых известно на данный момент, состоялись, очевидно, в 1935 году. О них он написал сам в газете “Вечерняя Москва” от 31 августа 1935 г. в статье под названием “ Мои поездки”: «В ближайшие дни я уезжаю в Донбасс на два месяца. На мою долю выпадает почетная задача обслужить донбасовских ударников.

Я буду выступать вместе с моими молодыми товарищами (М. Пулвером и М Затуловским) в дворцах культуры и, если придется, в цехах или шахтах Сталино, Макеевки, Горловки и др. Я отправляюсь в эту поездку с большой радостью и жду от нее лично для себя зарядки для дальнейшей творческой работы. Заслуженный артист республики Платон Цесевич.”.

И, наконец, третьи из известных гастролей в Сталино намечались на 19 декабря 1936 г. О них рассказала газета «Соц. Донбасс», не забыв упомянуть о его прошлом работника литейного цеха и железной дороги. Газета писала: «Настойчиво и упорно добиваясь совершенства, молодой певец едет учиться в Москву, а затем с большим успехом выступает на оперной сцене». В заметке приводятся слова из журнала «Советская музыка»: «Талант Цесевича поражает своей разносторонностью. Можно сказать, что он исполняет лучшие лирические и драматические произведения».

Закончил свою творческую деятельность П.И. Цесевич в Одесском оперном театре в 1949 году. Народный артист СССР И.С. Козловский говорил о нём: «Платон Цесевич был любим всенародно. Казалось, не найти в нашей стране уголка, где бы не звучал его могучий бас-кантанте, где бы не знали это имя – и в больших городах, и в малых рабочих поселках. Выходец из рабочей среды, он как подлинный гражданин-художник, нёс свое искусство широким массам трудящихся».

Е. Згинник

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк