Вне кинотеатра/ Мандела: Долгая дорога к свободе

Масштабное жизнеописание самого важного и популярного борца с апартеидом в ЮАР.

Южная Африка. Мальчишка в набедренной повязке бежит навстречу рассвету. Пробежав рассвет, уже парень, проходит ритуал посвящения в воины и мужчины местной рекой.

1942 год, Йоханнесбург. Молодой, но дерзкий и прямолинейный, адвокат Нельсон Мандела мощью слова и буквой закона крушит в суде белых дамочек, которые по старой рабовладельческой привычке развлекаются угнетением собственных горничных, инкриминируя черным женщинам кражи трусов.

Идейный, с собственным голосом человек просто не мог не стать «копьем нации» от Африканского национального конгресса. Так начался долгий путь к свободе борца за права негров на собственной земле, героя-бунтаря, героя-любовника, политического заключенного, а затем революционной поп-иконы и первого черного президента Южно-Африканской Республики - Манделы.

Недавний выход Клинта Иствуда с «Непокренным» был слишком мал, слишком невнятным для исторического веса Манделы. В данном контексте требовалось чуть больше слов, больше мяса. «Долгая дорога к свободе» - визуализация автобиографии Нельсона Манделы, и, так вышло, что в некотором роде некролог: Мандела пережил премьеру фильма всего на два месяца.

«Долгая дорога» не совсем про интеграцию демократии и становление революционера. Это история жизни гражданина своего государства, не столько заставшего ветер перемен, сколько ставшего одним из его катализаторов. Смонтированная как коллаж из краеведческих картинок в духе National Geographic, архитектурного ландшафта Йоханнесбурга и агитационных проповедей, лента, все-таки, больше хочет говорить о человеке. С присущими ему страстями, личной жизнью, ошибками, глупостями. Этого, в общем-то, желал сам Манделла: некой документальности и человечности.

К слову, тут проведена объемная и вдумчивая журналистская работа с документами. Ряд сцен прямо восстанавливают архивные фотографии, вплоть до зеленых шляпок на второй жене Манделы (финальные титры сопровождают эти самые исторические фото).

По преимуществу сериальный режиссер Джастин Чадвик оказался к месту, что для эпоса редкость. Работать с таким масштабом личности и хронометража весьма непросто. Чадвик с точностью телевизионного производства расставил камеры, где нужно поддал музыкальных акцентов. При этом умудрился дать режиссера в откровенно продюсерском кино.

Сцена в кинотеатре, в которой Идрис Эльба читает агитационный монолог на фоне фильма с Софии Лорен, пожалуй, лучшая за последние годы метафора к ХХ веку - становление современной западной демократии шло рука об руку с массовой культурой; в сущности, политика сегодня, это непреложная часть поп-культуры.

И «Долгая дорога к свободе», конечно, это игра Идриса Эльбы. Вокруг него, - и для него, - выстроены декорации, поставлены артисты и пляшет режиссер. Эльба боксирует и любит, дискутирует и взрывает так, как, наверное, делал его прототип.

Эльба - это ходячий магический театр, с неисчерпаемым набором фокусов. Единственное, что создатели держат в уме, так это ответ на вопрос, почему Мандела стал Манделой. Политическая воля, харизма Манделы остались где-то там. Быть может потому, что в мире демократической поп-культуры подсказывать выход чревато для, собственно, демократической поп-культуры?

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк