Художник Васнецов и его Страж в донецком художественном музее

Ко дню рождения живописца Виктора Васнецова
3 (15) мая 1848 – 23 июля 1926

Виктор Михайлович Васнецов известен, прежде всего, как автор картин на былинные и сказочные сюжеты. Кто не знает его «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером Волке» и «Алёнушку»? Виктор Васнецов – большой и серьёзный художник, автор значительных монументальных произведений, росписей и мозаик для храмов Киева, Петербурга, Дармштадта, Софии, Варшавы. Эти работы Васнецова менее известны в наше время, но именно они составили славу художника при его жизни, сделали его знаменитым.

художник васнецов

Виктор Михайлович Васнецов – основоположник особого «русского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Именно Васнецов стал одним из первых русских художников, обратившихся к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи.

Детство его прошло в суровом и живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь».

Во время ученичества в Академии художеств и в ранний период самостоятельного творчества под влиянием передовых веяний реализма в русском изобразительном искусстве, Васнецов немало внимания уделил жанровой живописи, стремясь отразить окружающую действительность критически в типичных социальных образах. В это время его героями были крестьяне и горожане, босяки и нищие с их повседневными переживаниями, неудачами и невзгодами. Позже Васнецов писал Стасову: «во время самого яркого увлечения жанром <…> меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы». В начале 1870-х Васнецов делает первые попытки воплощения исторических, сказочных, эпических тем (тогда же выполняет иллюстрации к русским народным сказкам), уже в 1878 на 6-й передвижной выставке экспонирует картину «Витязь на распутье», в 1880 – полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами». Соратники, критики и публика в целом, принимают эти картины плохо. Крамской тогда же советовал Васнецову заняться написанием типических однофигурных произведений, Мясоедов активно протестовал против экспонирования «После побоища…» на выставке, Нестеров откровенно сожалел об утрате русской живописью совершенно оригинального живописца-бытовиста. Васнецова поддержали Репин, Чистяков и Поленов. Для своего собрания работу приобрёл Павел Михайлович Третьяков.

С начала 1880-х былинно-историческое и сказочное направления становятся в творчестве Васнецова центральными. Создаются по достоинству оценённые живописные произведения «Алёнушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри», а также множество иллюстраций. Воскрешая на своих полотнах грандиозные образы защитников Древней Руси, Васнецов создаёт прочное связующее звено героического прошлого русского народа с его настоящим и будущим, напоминая зрителю о народной мощи и вселяя уверенность в её непобедимости.

В собрании Донецкого республиканского художественного музея находится живописное произведение Виктора Васнецова «Страж» (1914, приобретена у частного лица в 1977; авторское повторение одноимённой картины, находящейся с 1924 г. в частном собрании). Одет страж в тёмно-синий кафтан с высоким стоячим воротником. На голове его – шлем-шишак. На поясе – сабля в ножнах и пороховница. На левой руке висит круглый металлический щит. Обеими руками в рукавицах страж опирается на стоящий перед ним большой широкий топор – бердыш.

Этот воин, стоящий в «стенном карауле», – собирательный образ человечности и мужества, внутренней и внешней, духовной и физической красоты всего народа. Внимателен и уверен его спокойный взгляд. За могучей широкоплечей фигурой виднеются зубцы кремлёвской стены, слева обозримы купола Благовещенского собора. Если пытаться осуществить привязку изображённого к конкретной местности, то можно предположить, что страж стоит близ Тайницкой башни – центральной башни южной стены Московского Кремля. Тайницкая башня по времени постройки была первой среди всех кремлёвских башен. Именно с неё началось возведение кирпичных стен и башен при Иване III. Тайницкая башня играла важную роль в обороне Кремля со стороны реки. На ней дежурили часовые, наблюдавшие за Замоскворечьем и сигналами дававшие знать о пожаре. До 1917 с этой башни ежедневно производился выстрел Кремлёвской сигнальной пушки, оповещавшей о наступлении полудня.

В картине из собрания музея художником создан актуальный для периода войны убедительный образ былинного богатыря, навечно стоящего на страже спокойствия русского народа – его родной земли и веры.

Валерий Солдатов

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк