Лунная ночь на Днепре прибыла в Мариуполь

Из Симферополя в Мариуполь прибыло самое знаменитое произведение земляка жителей Приазовья Архипа Куинджи Ночь на Днепре, aka Лунная ночь на Днепре.

Лунная ночь на Днепре Архипа Куинджи

На малой Родине великого греческого россиянина, который сделал свои первые шаги в селении Карасу, что на самом деле Карасевка, ныне располагающаяся в черте города Мариуполя, эта картина будет демонстрироваться впервые.

Куинджи писал это полотно летом и осенью 1880 года, то есть аккурат во время разрыва с передвижниками и почти сразу после окончания Украинской ночи. Задолго до окончания работы по столице Империи разнесся слух о феерической красоте Лунной ночи на Днепре и художник каждое воскресенье на два часа открывал желающим двери своей мастерской.

Делал он это не просто так, а потому что хотел проверить, как именно реагируют люди на новое полотно. Умелая работа с целевой аудиторией принесла картине легендарную славу.

"В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем", пишут на сайте http://kuinje.ru.

Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников.

Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной (!) небольшой картины, на которой изображена пусть и лунная, но все-таки ночь даже сегодня стала бы событием необычайным. Не говоря про конец XIX века.

Картина не трактовала какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Успех Архипа превзошел все ожидания и стал настоящей сенсацией. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. Лунная ночь на Днепре висела на премьерной выставке одна на стене.

Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.

Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник.

Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой. И проводили параллели с художником, но слова Николаем Гоголем.

Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.

Создавая это полотно, Куинджи применил сложный живописный прием: теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.

На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции Лунной ночи на Днепре тысячами экземпляров разошлись по всей России.

Поэт Я.Полонский писал тогда: "Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?"

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам Ильи Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах.

Слывший покровителем искусств Великий князь Константин Константинович только-только купил картину. Он не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.

Иван Тургенев, находившийся в в январе 1881 года в Париже, пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Григоровичу: "Нет никакого сомнения, что картина [...] вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха".

Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в столицу Франции. Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить Великого князя, который и сам любил писать стихи, считаясь хорошим поэтом, оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить Константина не удалось.

Влажный, пропитанный солью морской воздух отрицательно повлиял на состав красок полотна, и пейзаж стал темнеть со временем, но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным Куинджи с такой силой, что, глядя на картину, сегодняшние зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

"Представление картины Архипа Куинджи приурочено в Мариуполе к 170-летию мастера пейзажной живописи, - рассказывает заведующая художественным музеем имени Куинджи в Мариуполе Татьяна Були. - Это стало возможным благодаря договору о сотрудничестве, заключенному с Симферопольским художественным музеем, где хранится произведение знаменитого художника".

В Мариуполе полотно будет показано в затемненном зале, как в свое время в Питере. Произведение мастера будет представлено зрителям в условиях максимально приближенных к тем, в которых художник и создавал свой шедевр.

Любоваться Лунной ночью на Днепре жители Мариуполя и гости города смогут с 5 октября до 18 ноября 2012 года.

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк