Я ни разу не театральный или кинематографический критик. Посмотрел как бы фильм Донбасс, который снял замечательный белорусский режиссер Лозница как бы по документальным свидетельствам и основанный как бы на реальных событиях. Это сейчас как бы модно.
Вынося за скобки убивающий все живое украинский дубляж фильма о Донбассе, объяснять прописную истину по поводу того, с какой стороны линии противостояния работает камера, смысла не имеет. И так все понятно. Ибо показывает она почему-то исключительно картинку по другую сторону.
Это был мой первый поход в украинский кинозал после премьеры Аватара в 3D, спасибо Strannik SV. Смотрел в компании жителей нескольких стран, двух как минимум континентов и еще одного дончанина. Сразу после выхода из зала нас засыпали вопросами: Что у вас там, действительно все так? Да? Ну, держитесь.
Собственно, в этом и состояла цель режиссера Лозницы и его команды, а также тех, кто картину финансировал. Все перечислены.
Речь вовсе не идет о установлении взаимопонимания, выяснении причин, уничтожении различий, сглаживании противоречий и движении к компромиссу и миру. Речь исключительно о том, чтобы многочисленные граждане, которые в Донецке если и были, то по случаю, как раз по этой типа документальной картине и судили о драме, разыгравшейся на Востоке Украины, а те, которые сбежали, тыкали пальцем. Не говоря про иностранцев. Потому как лента эта выдвинута от Украины на Оскар.
Есть ли в этой картине хоть один положительной герой? Так сходу и не вспомнишь.
Местами декорации до боли напоминают известные события: обстрел троллейбуса на Боссе или кровавая история с автобусом на блокпосту под Волновахой, казачки на броне с опереточным атаманом или ликвидация Дремова/Мозгового. И их экранизация дает исключительно одностороннюю и заданную интерпретацию фактов.
В фильме действительно есть несколько эпизодов, которые похожи на то, что происходило и происходит на Востоке, но они там исключительно для того, чтобы всякие убогие критики не назвали картину фантастической и не соответствующей действительности.
Вот же, вот, вы же видели, так все и было! - скажут уехавшие дончане. И в трех моментах поддержу их я сам: экскурсия по убежищу (единственная вообще человеческая сцена, которая осталась исключительно чтобы показать на ее фоне конфликт отцов и детей), стандартная проверка мужчин на выходе из автобуса и эпизод с доверенностью по отжатой машине. Странно, что я сталкивался с двумя из них как раз на украинской территории, и с одним - на территории, которая не контролируется правительством.
Найти в этом кино реальность во всем ее многообразии можно только если сильно захотеть увидеть Правду в мутной воде. Или сильно ненавидеть и жизнь, и пролетариат, и дальних родственников. Или верить кинематографистам, которые снимают фильмы, основанные на реальных событиях. Или всю жизнь прожить в Киеве.
Фильм снят на украинской территории с разнообразными украинскими актерами в дремучих окрестностях мирного Кривого Рога, что в Днепропетровской области. Очень похоже на окрестности Донецка, где пятый год не утихают боевые действия.
Я бы не удивился, если бы этот фильм показали в 2014 году, когда центральные телеканалы Украины призывали хороших украинцев охотиться на злых колорадов, а местечковые отцы нации финансировали акции в стиле Ату их, ату!, но его показали в 2018 году, что две больших разницы.
Это как поставить рядом обычных дончан, которые сегодня уже знакомы не только каждому киевлянину, но и жителю областного центра страны, что лоскутным одеялом раскинулась в самом центре Европы, рядом с одним из картонных героев фильма Донбасс. Сравнить и сделать выводы. Попробуйте, увлекательное занятие. Как и попытаться осмыслить легенды про журналистов, кто приезжают на место обстрела прежде, чем он начнется.
Гражданам, которые мечтают увидеть подтверждение своим страхам и стереотипам про кровавых и диких упырей с карамультуками, которые прикрываются мирными жителями от лучшей армии Европы, нужно смотреть обязательно. Обхохочешься.
Приблизительно такая Правда живет в головах где-то трети земляков и где-то у 80 процентов выехавших после начала боевых действий. И у 95 процентов жителей столицы, которые рассуждают о процессе люмпенизации исключительно теоретизируя в ресторанах и вспоминая случайную встречу по дороге на дачу.
Существует только серьезная опасность заснуть прямо в зале, потому что они уже все это знают, видели по телевизору, слышали по радио, читали в украинских газетах и интернетах, сосед и одна женщина рассказывали. Особенно девочки, которые трагически проходили блок-посты и невероятно страдали, не выходя из автобуса.
Есть также опасность умереть от смеха, это же так весело, какие уроды, особенно в папахе. Ах-ах-ха. Даже удивительно, как тонкие и ранимые художники обошли тему распятого мальчика, которая до сих пор популярна у местных властителей дум и записных типа шутников.
Людям, которые не знают, но хотят узнать, по какой причине и что происходило на Донбассе, смотреть не рекомендуется категорически. Лишняя трата времени. Лучше включить В мире животных что-нибудь про приматов или сразу пойти в зоопарк. Достоверность приблизительно одинаковая.
Мне совсем не жаль, что белорусский режиссер Лозница забыл о воспитательной, образовательной и медийной роли интеллектуала и даже на время отбросил маску утонченного представителя так называемого креативного класса, который тонко чувствует стиль.
Режиссер собрал в одну кучу весь набор имеющихся клише и зачем-то экранизировал их, приправив сообразно уровню своего развития и понимания скабрезными историями.
Он поставил в красный уголок, где выступают агитбригады, декорации и посадил в них какой-то набор персонажей исключительно с целью показать единомышленникам и сочувствующим все свое омерзение, страх, пренебрежение и ненависть, которые испытывает к пролетариату, так называемому Русскому миру и людям вообще. Заодно зачем-то и ко мне, зрителю.
Смеяться над бракованными котенком или щенком, которых долго и мучительно топят в ведре, только для того, чтобы жили другие, тоже можно при определенном уровне интеллектуального развития и складе ума, но если этот ржач становится мерилом и направлением в искусстве, то на хуй такое искусство. Это даже не ставшие привычными разжигание и провокация, а типичный каннибализм, который стал доминантой профессиональных патриотов и художников в социальных сетях.
Автор предпочел не снимать кино о событиях на Донбассе, а попробовал себя в почетной только по одну из сторон линии фронта роли режиссера и сценариста экранизации мифа на заданную тему про ряженых упырей, которые живут по другую сторону линии разграничения. Это же так возвышает, поднимает дух и даже расправляет плечи.
О людях снимать и рассказывать трудно и скучно. И никому не нужно.