Про Левшу Лескова в Молодежном театре Донецка

Начну с того, что скажу: считаю Лескова и Гончарова – самыми русскими писателями. И вот именно их в школьной программе русской литературы почему-то или нет, или очень мало. С первым утверждением, как с любой абсолютизацией, можно спорить, со вторым, бессмысленно. Нет Лескова, нет Гончарова – потому что, как утверждают, не современны, унылы и скучны.

Так я к чему. Я к тому, что каждого, кто считает Лескова скучным, нужно брать и тащить в наш Молодежный театр на «Левшу».

Во-первых, спектакль яркий и задорный. Он, как лоскутное одеяло, соткан из стим-панка, постмодерна, этники на грани лубка, буффонады и классической драмы, но при этом, вот так же как хорошее лоскутное одеяло, пестрый и теплый до душевности. Молодежи понравится, ну не может не понравиться. К слову, ребятам, играющим живую музыку где-то в глубине сцены отдельный привет!

Во-вторых, он современный и не только потому, что англичане напевают там битловские мотивы. А потому что половина сюжета, не смотри, что тексту скоро двести лет, будто списана с новостных сайтов. Взять хотя бы историю о том, как Левшу не принимала ни одна больница, потому что он был без документов. Она же влёт гуглится в сотнях вариантов с реальными фамилиями и разнообразными нашими городами.
Но если бы только это.

Все мы со школы помним, что «Левша» - это о ничтожности маленького человека перед Родиной, которой он беззаветно и неосмысленно верен, но мысль эта в спектакле передана без нравоучительности и назидательности. Мы просто видим, вот – слуга и царь, вот технологичные, но чужеродные англичане, вот умелый, но наивный Левша, убежденный в правоте своей веры исключительно толщиной церковных книг, вот тонкая ирония, вот смешно, а вот очень смешно. И пусть финал давно и хорошо известен, о нем забываешь, а потому больно бьешься душой, когда комедия пикирует в смерть. Зритель ощущает почти физически, что трагедия маленького человека – это всегда трагедия для страны. Зритель это понимает. Страна, к сожалению, не всегда или слишком поздно.

Я когда-то, перечитав Лескова, сформулировал для себя одно наблюдение. Даже написал об этом лет шесть назад колонку, если не возражаете, процитирую, сегодня уместно. Тем более, что мне кажется, все еще актуально.

Главная фраза русской литературы не «что делать?» или «кто виноват?». Не ведитесь на эти сентиментальные рефлексии. Главная фраза русской литературы одна и только одна – «у англичан ружья кирпичом не чистят». В ней все – и метод, и цель, и традиция, и правда.

Ее надо начертать в каждом кабинете русской словесности, чтобы, усаживаясь за парты, сегодняшние школьники – завтрашние взрослые люди – понимали не только цену слова, но и цену жизни, а также то, что одно очень плотно связано с другим.

И если сегодня учитель вызывает к доске, то завтра чужие люди поставят к стенке, а, чтобы этого не произошло, из книг нужно извлекать главное. А главное, это не всегда любовь до гроба, это порой и сам гроб.

Чтобы литература, прекрасная русская литература, все эти меланхоличные тургеневские девушки, хандрящий Обломов, герои Гоголя, Пушкина, Достоевского и Толстого, весь пир образов не уводил окончательно и бесповоротно читателя во вселенную Прощенных Обид, чтобы помнил он, поклонник русского слова, что не один он в этом мире, во всех значениях этого любимого Львом Николаевичем омонима. А что существует много разных миров, и не в каждом ждут нас с распростертыми объятиями, а чаще – совсем даже наоборот.

Чтобы злился школяр на то, что пока Ленский с Онегиным путаются в праздной интрижке и целятся друг в друга из пистолетов, где-то в Англии не чистят ружья кирпичом, а относятся к оружию бережно, очень бережно, для того, чтобы спустя совсем немного времени целиться из новеньких «штуцеров» в русских солдат под Севастополем. Целиться и попадать.

Вот сейчас, когда большая война опять стоит у порога, нужно собраться и осознать главное – нужно стремится к своим и все иметь свое. Что-то придется украсть, что-то подсмотреть, а что-то придумать. Не все будет получаться, а что-то не получится вовсе. Где-то будет криво и косо, где-то как обычно не построят, а украдут, а где-то построят, но так, что обязательно обвалится и придавит десяток наших. Иначе не можем.

Знаем, что над нами будут глумиться, показывать пальцами и ухмыляться, как черти на Страшном суде. Причем больше других – наши единокровные и единоутробные каины, готовые на все, чтобы из своих стать чужими – такая уж у них мечта.

А нам нужны свои ружья, которые не чистили кирпичом, своя система навигации и связи, свои социальные сети и своя мечта. И понимание, что нужно держаться вместе. А без этого – грош нам цена и вечная судьба бродить чужими коридорами, в надежде, что смилостивятся и пустят за общий стол.

А то придумали жаловаться, что вас заблокировали в Фейсбуке. Скажите спасибо, что заблокировали. А не убили. В этот раз.
Но спектакль не такой мрачный, как мои предчувствия. Я вам с него видео принес - проникайтесь.

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк