Общественно-политические и военные процессы, происходящие на востоке Украины в 2014 году, резко обозначили расслоение в монолитном, казалось бы, умонастроении обитателей региона. Что в дальнейшем неумолимо приведёт к формированию новой, чрезвычайно специфичной общности, имеющей вполне чёткие признаки этноса, такие, например, как особый ментальный склад или твёрдая оппозиция «свои – чужие»…
Дадим условные обозначения существующим на данный момент группам-продуктам этого расслоения. (Но условные – только обозначения! А не само существование этих групп.)
1) «Донецк в изгнании» - сторонники «еби… единой Украины». Представители немногочисленной (но – очень шумной) группы, ДОБРОВОЛЬНО рванувшие из города ещё до первого выстрела, закономерно опасаясь агрессивной реакции сограждан на свои высказывания и деятельность. Это, в основном, журналисты, лидеры и активисты проукраинских партий и общественных движений, политики мелкого и среднего уровня, исповедующие те же проукраинские взгляды.
…И они же являются наиболее обеспеченной в материальном отношении категорией, поскольку практически вся их предшествующая деятельность осуществлялась за счёт щедрых иностранных или правительственных субсидий, грантов, стипендий, повышенных гонораров, стимулировавших рискованную (для них…) деятельность, идущую вразрез с жизнью основной массы жителей края.
2) «Донецк в рассеянии». Люди, ВЫНУЖДЕННО и внезапно покинувшие регион из соображений безопасности. Их количество в разы и разы превышает предыдущую группу и немало – следующую... Внезапность отъезда и неопределённость их будущего не позволяет давать сейчас твёрдые характеристики этой группы. А очерчивать их перспективы можно только в самых общих чертах.
3) И, наконец, «Собственно Донецк». Те, кто оставался в городах и сёлах региона с первого дня до последнего, или собирается быстро вернуться в привычную среду обитания по мере стабилизации обстановки.
(И каждая из этих групп имеет все основания твёрдо и безапелляционно заявлять: «МОЙ Донецк!..»)
Первая группа и некоторая часть второй, несомненно, уже не вернутся домой. По разным причинам… В том числе, из-за невозможности то и дело шастать по глобусу, особенно с семьями. Им предстоят процессы адаптации и ассимиляции. Насколько быстрые - зависит от их изначальной языковой и ментальной органичности вновь обретённой среде. Поэтому учитывать их в будущей судьбе края вряд ли стоит… Вот разве что…
Хорошо известно, что наиболее патриотичными представителями этноса являются обитатели диаспор. И если в будущем, не приведи Господь, подобное положение дел будет повторяться, Донецк (Донбасс) автоматически может рассчитывать на солидное количество спонсоров, снабженцев, воинов-добровольцев… Вплоть до третьего поколения уехавших. (Я, разумеется, веду речь о представителях второй группы, патриотах собственно Донецка и Донбасса, а не об украиноориентированных любителях покорной рабсилы).
А оставшиеся здесь до конца? По ним и можно уже судить об определяющих очертаниях будущей донецкой (и шире – донбасской) общности. Первое и главное! - это будет огромное количество людей, чьей основополагающей чертой станут ненависть, отторжение, реваншистские настроения различной степени накалённости в адрес политического образования, претендовавшего до сих пор на статус родины… И вряд ли народ, получивший такие «хромосомы», ограничится во взаимоотношениях с узурпатором только сферой теории и идеологии.
Происходящее сейчас в регионе – это своеобразная чистка историей базового материала для формирования в перспективе более цельного, более однородного этноса. В данный момент представители украинской цивилизации (если этот термин вообще уместен), ничуть не задумываясь, выковывают и закаляют своего цивилизационного врага, вроде шотландцев, басков, жителей Ольстера, Боснии, Приднестровья или Карабаха. Даже ещё крупнее и сильнее, нежели перечисленные…
Как ни крути…