Война. По дороге движется колонна БТР. Впереди в засаде — диверсант с брелоком от автосигнализации. Ждет, когда военная техника пройдет над зарытым им фугасом, куда вмонтирован приемник с антенной. Он нажимает кнопку передатчика — осечка.
Радиосигнал подавлен установленными на борту головного бронетранспортера передатчиками помех «Гарант», разработанными учеными Госпредприятия «Научно-исследовательский институт комплексной автоматизации» (НИИКА, Донецк). Эту защиту от радиоуправляемых подрывов Украина повезет на Всемирную выставку вооружения IDEX-2009, которая состоится 22—26 февраля в Абу-Даби (Арабские Эмираты). Об этом и не только корреспонденту «2000» в эксклюзивном интервью сообщил и. о. директора этого института Сергей Лигинов.
Борьба с терроризмом
— Сергей Михайлович, как работает «Гарант»?
— Эту систему, состоящую из 13 передатчиков и 4 штыревых антенн (широкополосные антенны по своим техническим характеристикам не имеют аналогов), можно установить не только на бронетранспортер, но и на танк и крышу автомобильного кузова-фургона.
Террористические устройства — радиоуправляемые мины и фугасы — самодельные. Заранее не знаешь, в каком диапазоне на них пойдет радиосигнал. Поэтому солдаты управления радиоэлектронной борьбы с помощью передатчиков излучения помехового сигнала глушат радиочастоты во всем диапазоне. И если нужно при этом связаться со своими, тумблером выключают какой-то кусочек диапазона, происходит сеанс связи, потом снова включают помеху.
Эта система позволяет избежать радиоуправляемого подрыва, например движущейся автоколонны: взрывы происходят после прохождения ею места закладки фугаса за пределами зоны подавления вражеского сигнала. «Гарант» разработан на основе и с учетом опыта эксплуатации аналогичного по назначению изделия, которое использовал украинский миротворческий контингент на Ближнем Востоке.
Также «Гарант» предназначен для подавления каналов радиосвязи стационарных и мобильных радиостанций, приемных трактов радиотелефонов сотовых систем связи.
Подобные передатчики излучения помеховых сигналов есть в армиях разных стран. Уникальность же поставленного на вооружение Украины «Гаранта» (экспортное название) — в минимизации количества антенн при сохранении эффективности этой системы.
Радиоэлектронные войны
— Высокоточное оружие в первой же воздушной операции поражает большинство целей. В современной концепции ведения боевых действий внимание акцентируют на системах блокирования информканалов управления авиацией противника.
— Действительно, вражеский самолет-разведчик с помощью локаторов контролирует воздушное пространство. Он «видит»: взлетели чужие бомбардировщики. И посылает команду своим. Они разворачиваются и идут на перехват. Цель истребителей противника — выпустить ракеты по нашим бомбардировщикам.
Передачу данных разведки истребителям-перехватчикам предотвращает разработанный нашими специалистами мобильный наземный комплекс радиоподавления линий радиосвязи и управления авиацией противника «Лиман». В итоге истребители остаются в дежурной зоне, а наши бомбардировщики достигают цели.
Еще пример. Наши танки готовы к атаке. Но авиация противника от авианаводчика по радиоканалу получила заявку-приказ атаковать их. В данной ситуации «Лиман» способен обнаружить, классифицировать и подавить канал наводчика, в результате чего его радиосвязь с ударным самолетом не состоится. В итоге самолет противника возвращается на базу, а танки выполняют боевую задачу.
Означенный комплекс предназначен и для блокирования радиоканалов системы госопознавания вражеской авиации. Энергопотенциал его станций помех, а он в десятки раз выше, чем у станций-аналогов, позволяет подавить каналы наведения на расстояниях, когда ударный самолет авиации противника не может самостоятельно определить и поразить цель. В частности, он надежно глушит бортовые приемники информации и команд на дистанциях до 200 км и достоверно обнаруживает сигналы радиоканалов на расстояниях до 450 км.
Комплекс «Лиман», который собирают, например на борту грузового авто, состоит из четырех основных элементов: 1) принимающего радиосигнал приемника; 2) приемной и передающей сигналы антенны; 3) оцифровывающих радиосигнал преобразователей; 4) усилителей.
Сегодня передача ценной информации — это не речевая связь (настроились и слушаем, как радио), а цифровые сигналы.
С развитием радиосвязи развиваются и средства излучения помех. Задача радиоразведки — выявить закон волнообразно меняющейся частоты сигнала и подстроить под нее свою помеху так, чтобы она в соответствующей амплитуде прыгала (это называется методом погони).
Чтобы задавить радиосигнал этим методом, нужно включить помеху — выключить. Поймать новую разведочную частоту — снова включить помеху, выключить и т. д. Время излучения комплекса определяется длительностью стояния на частоте и временем реакции с момента передачи сигнала до запуска помехи.
На усилители программное обеспечение компьютера передает команду настроиться на такую-то частоту в эфире и включить сигнал-помеху. Чтобы радиосвязь между вражеской техникой не состоялась и информация не прошла, важна скорость реакции. У «Лимана» она составляет одну тысячную секунды.
Спутниковая разведка
— Какие результаты исследований в области спутниковой разведки?
— В океане между группой авианосцев огромное расстояние. Как они выходят на связь? Через спутник-ретранслятор, который висит на геостационарной орбите. В одной точке, как телевизионный спутник.
Земная станция радиоконтроля спутниковых систем связи «Лотос» принимает эти сигналы, сверхточно измеряет их параметры и создает соответствующую помеху с целью подавления этих сигналов. Так военные корабли не получают тактических команд. На разрушение спутниковых радиолиний связи уходят миллисекунды!
При этом «Лотос» вполне способен принимать сигналы спутника, ориентир передающих антенн которого — другой район Земли.
«Покажи левый поворот и поверни направо»
— Давно сотрудничаете с китайцами?
— Больше 15 лет. После развала СССР наш институт выжил благодаря заказам Цзяннаньского электронного института связи. Китайское правительство целенаправленно выделяло деньги на покупку украинских научно-исследовательских конструкторских работ. Выполнялись и совместные работы.
Когда мы впервые приехали в этот институт, там висели лампочки в полнакала, стояло старое оборудование. Нынче китайская наука ушла далеко вперед. В новом 13-этажном здании института связи — швейцарское оборудование. Есть безэховые камеры (снаружи помещения обшиты металлом, а изнутри — поглощающим материалом), где параметры сигналов антенн не искажают посторонние радиопомехи.
Как китайцы выбрались из нищеты? Думающие о своем государстве политики провели экономическую реформу. Приняли такую систему налогообложения, которая создала условия для развития предприятий. В коммунистической стране — капитализм в отношениях. Объяснение этому парадоксу — в рассказанном китайцами анекдоте: «Едут в авто три президента. Китайский лидер говорит: покажи левый поворот и поверни направо!» Так вот китайцы идут по четкому плану и под жестким руководством централизованной власти.
— Директор завода — изготовителя «Кольчуги» (комплекса дальней радиотехнической разведки и раннего предупреждения систем противовоздушной обороны, позволяющего обнаружить и уничтожить воздушную, наземную и надводную военную технику по излучению их собственных радаров) Юрий Рябкин в интервью «2000» говорил: «Если вступим в НАТО, донецкий завод «Топаз» закроют»...
— Если будем в НАТО, вряд ли понадобится отечественная военная техника. Здесь сугубо коммерческий интерес. Страны — члены Североатлантического союза, выделяя Украине деньги, очевидно, будут решать вопрос таким образом, чтобы эти средства направлялись на их же предприятия для поставок своего вооружения. Так что НАТО для украинского ВПК — это катастрофа.
— Какова стратегия развития института комплексной автоматизации?
— Несмотря на то что у нас численность научных кадров превышает количество рабочих рук, всю разработанную нами технику сами и собираем. Институт располагает производственными зданиями и опытным производством, оснащенным современным оборудованием. У нас есть испытательный полигон и безэховая камера для испытания передающей радиоэлектронной аппаратуры, а также арсенал стандартных метрологических приборов.
Сейчас у института только военные заказы. В планах выпуск продукции энергосбережения для тепловых электростанций и котельных, оборудования технической защиты информации, медицинской аппаратуры. Последняя пригодна для использования не только в лечебно-профилактических учреждениях, но и оказания быстрой медпомощи в полевых условиях при отсутствии электроэнергии.
Что до решения проблем металлургии, то нужен контакт с опытным специалистом, который поставит задачу. Ведь правильно поставленная задача — это половина ее решения. Нынче коллектив института разрабатывает корабельную систему автоматического пожаротушения.
Справка «2000»
Госпредприятие «Научно-исследовательский институт комплексной автоматизации» (НИИКА) создано 30 октября 1972 г. на базе Особого конструкторского бюро Донецкого физико-технического института АН УССР.
Первым директором НИИКА был кандидат физико-математических наук Геннадий Григорьевич Гринев. В 1974-м институту передали площадку одной из закрытых шахт в Киевском районе Донецка, где были построены лабораторные и административные здания, корпуса опытного производства. Одновременно создавалась кооперация предприятий по всему СССР — в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Воронеже, Владимире, Иркутске, Тамбове.
На базе НИИКА были основаны, например, такие заводы для выпуска разрабатываемой продукции, как донецкий «Топаз» и макеевский «Гранит».
В бывшем СССР НИИКА являлся головным институтом по созданию средств и комплексов радиоэлектронного подавления. Его специалисты создали системы военной техники, многие из которых до сих пор находятся на вооружении армии Украины, а также армий других стран СНГ. В частности, комплексы и станции радиоэлектронного подавления «Мандат-Б» (наземный), «Шахта-1» (вертолетный), «Копье-1» (морского базирования, для авианосца «Адмирал Кузнецов»), «Тирада-1Д» (спутниковый).
Начиная с 1993 г. в связи с недостатком средств у генерального заказчика (Минобороны) на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ основной тематики институт оказался в сложном положении. Как следствие — были прекращены работы по созданию новых систем радиоэлектронного подавления, таких как «Алтаец», «Реактор-1», «Шахта-1М», «Тирада-1-СМ», «Завада».
С целью сохранения института как такового и его научно-технического достояния разработали новые изделия со значительным экспортным потенциалом (комплекс радиоконтроля «Кит», комплексы радиоподавления «Веер», «Лиман», система местоопределения «Пеленг»). За счет этого был осуществлен выход на мировой рынок, заключены и выполнены обоюдовыгодные контракты с предприятиями ряда зарубежных стран.
Это позволило стабилизировать финансовое состояние института и создать научно-технический задел для разработки новых образцов военной техники. За последние годы коллектив НИИКА, укрепляя оборонную мощь Украины, разработал ряд образцов техники, принятой на вооружение. Среди них — станция помех СПС-1, комплект передатчиков помех радиоуправляемым минам РП-377 АМ, который успешно применялся украинским контингентом в Ираке.
В настоящее время в институте завершают выполнение опытно-конструкторской работы «Сокол». По контрактам с иностранными заказчиками специалисты разработали и изготовили станцию помех «Кобра» на двух автомобилях-носителях и состоящий из десяти станций помех комплекс «Бамбук», размещенный на 20 авто.
А недавно в НИИКА разработали и внедрили в производство устройство для блокирования мобильных телефонов «Вояж 0918», а также приборы для противодействия снятию информации по сети электропитания 220 В/50 Гц и для защиты переговоров и совещаний, проводимых в замкнутых помещениях, от прослушивающих приборов (генераторы шума серии «Ливень»).
«Золотой фонд» института — высококвалифицированные специалисты в области разработки системных решений, приемной и передающей радиоэлектронной аппаратуры. Научно-интеллектуальный потенциал НИИКА представляет коллектив научных, инженерно-технических и производственных работников численностью около 300 человек.
Комментарии
Еще немного и всех, кто что-то представляет, вывезут в Китай.
С китайцами закрутили еще я работал. Пользуясь случаем передаю привет всем причастным к НИИКА. А их немало-)))
Меня туда хотели на работу взять, но надоть было идти учиться в Таганрог. А я хотел (и учился) в ДПИ. Не сложилось :)
Мне ссылку на эту новость бросила дама, которая по Копью работала.
Ну, и текст 2009 года, я только увидел. Наиболее подробно рассказывает о том, что там было - потому тут.
Не Деменкова ли или Говор?
Все перечисленные в статье фамилии и разработки мне знакомы, включая и гл. конструкторов разработок, с некоторыми из них был близко дружен
Большинство из них, к сожалению, уже отошло в мир иной-(((