Дожди отстучали и в Донецк пришла настоящая, янтарно-открыточная осень, пишет на страницах виртуального журнала Окно в Донбасс местный журналист Игорь Гомольский.
Как в романтических комедиях про Нью-Йорк, но с местным колоритом. Ветерок несет аромат скукожившейся листвы, спелых яблок и неотвратимо приближающегося мира. Должен признать, что этот скучный аромат бесконечно приятен моему донецкому носу. Прошлогодний сентябрь пах радикально иначе.
Минувший сентябрь, как, собственно говоря и весь 2014 – год, он как те носки, которые трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Одни вовремя уехали, а потому толком и не в курсе, другие, к сожалению, потеряли этот год навсегда и сами, в общем-то, потерялись. Но люди, принявшие решение остаться, не забудут его никогда.
Пустые улицы, здорово напоминали мне школу в период летних каникул. Когда любой звук отзывается эхом, а редкие прохожие – размытые силуэты, жмущиеся к домам. Всегда настороже, готовые, в случае чего, метнуться в ближайшее укрытие. А ещё было много опавшей листвы, которую никто даже не думал собирать. Неприятное, скажу я вам, было времечко. Сегодня, к счастью, всё иначе.
После долгих месяцев войны, город постепенно начинает жить скучным бытом. Загадки ценообразования, близкий старт отопительного сезона, новый учебный год, трудоустройство, да не совсем понятные выборы на горизонте - это именно то, о чём сегодня говорят дончане. И это, поверьте, замечательно! Потому, что вонь горелого пороха выветривается день ото дня, а рассыпанные тут и там осколки снарядов безжалостно выметаются с наших улиц. Даже воронок от снарядов почти не осталось. О них напоминают разве что свежие латки на дорожном покрытии.
Ежедневно в городе появляются новые люди. В общественном транспорте, да и на улицах, стало непривычно тесно и шумно. А то странное чувство, когда, прогуливаясь в прифронтовом районе, приходится натурально уворачиваться от всех этих сумасшедших велосипедистов, носящихся взад-назад, трудно передать словами. И, конечно, здесь повсюду гуляют дети. Маленькие, шумные и непоседливые, они бегают тут и там, распугивая пенсионеров и голубей. Кроме того, в Донецке неприлично много дам в интересном положении. Красота и любовь, друзьям мои, спасут эту грешную планету.
Медленно, но уверенно, из анабиоза выходит бизнес. Тут и там можно упереться взглядом в таблички «Скоро открываемся», милые сердцу любого дончанина. Сказать, что предприниматели торопятся занять свободные ниши, к сожалению, нельзя. Но оно и понятно, учитывая, что любое телодвижение – это, в первую очередь, деньги, которые, в случае возобновления боевых действий, можно потерять. Шустрее прочих действуют заведения общественного питания. Даже какой-никакой фаст-фуд завелся. Но мы продолжаем тосковать по «пластиковой» еде от старика Макдональда.
Жизнь входит в привычную колею. Бронетехники на улицах всё меньше, а гражданских автомобилей на стоянках, во дворах, всё больше. Парки наполняются спортсменами, а магазины – покупателями. Идёшь вечером по улице, а навстречу компания из четырёх – пяти человек. Подозреваешь милицейский патруль, а это загулявшаяся молодежь или стайка пенсионеров, освободивших ближайшую скамейку. Этим банальным, на первый взгляд, явлениям
очень трудно не радоваться.
Есть и свои проблемы. Тут и стремительный рост цен на все группы товаров, и проблемы с трудоустройством, и многое другое, но мы верим в лучшее. Потому что худшее уже было, и оно – так себе.
С того момента, как был выпущен последний снаряд, прошло уже достаточно времени, чтобы забыть, как это дело звучит. Перемирие соблюдается и это, с одной стороны, дарит надежду, а, с другой, вызывает приступы легкой паранойи.
Мы тут, знаете ли, привыкли, что если может стать хуже, то непременно станет. Понять, чего будет дальше, сейчас решительно невозможно. Но, по моему скромному мнению, воевать уже не будут. А милитаристские заявления отдельных политиков - это, как мне думается, прикорм электората и не более того. Хочется верить, что после очередных выборов, Киев внезапно разучится говорить на языке оружия, а то, что случилось, окажется позади и уже никогда не повторится. Второе Приднестровье? Что же, пускай так. Уж лучше быть вторым Приднестровьем, чем вторым Грозным образца 1995-го года. Поверьте на слово. Кроме того, всё еще может измениться к лучшему.
А пока суть да дело, мы будем наслаждаться теплыми и мирными осенними деньками. Потому, что дальше, в любом случае, будет зима, которая всегда где-то неподалёку.