Каким фильмом о Донбассе восхищался Чарли Чаплин? У кого украли сюжет фильма «День сурка»? Съемки какого фильма спровоцировали массовый психоз на Донбассе? Какой вклад сделал Мариуполь в исследование полового вопроса в советском кино? Обо всем этом в новом исследовании «Реальной газеты» «Энтузиазм: симфония Донбасса»
Константин Скоркин
СССР, 1930. Режиссер Дзига Вертов
Камера зачарована «чугунными богами» большой индустрии и их чумазой паствой, энтузиастически сверкающей белыми зубами
О фильме: Первый звуковой документальный фильм знаменитого режиссера (и вообще первый советский звуковой докьюментари) посвящен строительству социализма в Донбассе. На экране проходят картины переустройства жизни «всесоюзной кочегарки». Вот прошлое Донбасса – многолюдные службы в церквях, и поставленное с ними на одну доску угарное пьянство (буквализация «опиума для народа»), а вот уже комсомольцы и передовые рабочие громят церкви, духовно раскрепощая народ. Далее картинки индустрии – коногон везет вагонетки с углем, паровозы мчатся по рельсам, комсомольцы отправляют на «донбасский фронт», шахтеры тренируются перед выходом в забой (шокирующее зрелище), плавится руда на меткомбинатах, звучит корявая прямая речь активистов. Вертов применяет спецэффект, с помощью которого изображение двоится и расплывается, так же, как двоится и расплывается донбасская реальность. Все это действо разворачивается на экране под саундтрек из бравурных маршей Дмитрия Шостаковича, с титрами на «скрипниківці» — «плян», «соціялізм». Камера зачарована «чугунными богами» большой индустрии и их чумазой паствой, энтузиастически сверкающей белыми зубами. Завершается фильм угрюмым сосредоточенным маршем красноармейцев – Донбасс готов к труду и обороне.
Для своего времени фильм оказался передовым в плане кинотехнологий и произвел большое впечатление на зрителей. Например, сам Чарли Чаплин назвал «Энтузиазм» «одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний».
Об авторе: Дзига Вертов (настоящее имя – Давид Кауфман) – один из самых выдающихся кинодокументалистов ХХ века. Его ленту «Человек с киноаппаратом» (1929) считают лучшим документальным фильмом всех времен и народов. Вертов создает теорию «киноглаза», где прокламирует точное, без вымыслов и инсценировок изображение действительности, формулирует принцип «жизни врасплох». Творческий метод Вертова оказал большое влияние на развитие документального кино, во Франции в 50-е годы существовала школа последователей советского режиссера «синема верите» — «киноправда» (так назывался киножурнал, который делал Вертов). В то же время новаторство Вертова не мешало ему быть одним из столпов советской кинопропаганды.
«Большая жизнь».
СССР, 1939. Режиссер: Леонид Луков
В советское время, чтобы избежать демотивации трудящихся, в ход был пущен чисто средневековый принцип поиска вредителей, одним из которых легко мог оказаться вчерашний товарищ, как это показано в «Большой жизни»
О фильме: Фильм — лидер советского проката 1940 года. Классическая советская производственная драма – на одной из донбасских шахт передовые секретарь парткома Хадаров (Иван Новосельцев) и горный инженер Петухов (Марк Бернес) продвигают стахановские методы добычи угля, преодолевая сопротивление карьериста-интригана Усынина (Степан Каюков) и аморфность рабочей молодежи. Далее в ход событий вмешиваются вредители – зловещий Иван Сергеевич (Юрий Лавров) вербует сына кулака Макара (Лаврентий Масоха), чтобы тот устроил завал в шахте, под который попадает герой-стахановец Козодоев (Иван Пельтцер).
Вредительство – одна из ключевых тем донбасской демонологии, варварские темпы ударного труда при низком уровне модернизации добычи и пренебрежении техникой безопасности приводили и приводят по сей день к многочисленным авариям и смертям в шахтах. В советское время, чтобы избежать демотивации трудящихся, в ход был пущен чисто средневековый принцип поиска вредителей, одним из которых легко мог оказаться вчерашний товарищ, как это показано в «Большой жизни». Значение этого явления для массовой психологии Донбасса сложно переоценить – и в наши дни оно заражено параноидальными идеями и теориями заговора, что позволяет легко манипулировать жителями шахтерского края. Достаточно вспомнить массовый психоз весны 2014 года, когда жители Донбасса ждали приезда автобусов с «фашистами» с Майдана, и готовы были верить в любую ахинею, которую выливала на их головы пропаганда. Собственно, эта истерия и стала психологическим фоном для сепаратистского мятежа.
Успех у массового зрителя этой талантливо сделанной агитки принес авторам «Большой жизни» Сталинскую премию 1941 2-й степени за режиссуру и сценарий. Песня «Спят курганы темные», написанная специально для этого фильма композитором Никитой Богословским и поэтом Борисом Ласкиным, стала поистине народной и самой известной песней о Донбассе (забавно, что в фильме ее поет вредитель Макар). Большую популярность получил в народе и образ обаятельного разгильдяя Вани Курского, созданный актером Петром Алейниковым.
В 1963 фильм перемонтировали, удалив из него все элементы, связанные с «культом личности»- заретушировали портреты Кагановича, удалили из песни стахановцев слова про «ласку вождя».
Об авторе: Леонид Луков – советский кинорежиссер, уроженец Мариуполя. Тема Донбасса была ключевой для творчества этого режиссера. Помимо дилогии «Большая жизнь», он также снял ленты «Это было в Донбассе» (1945), «Донецкие шахтеры» (1950) (Сталинская премия 1950, премия кинофестиваля в Карловых Варах).
Фильмы Лукова пользовались большим успехом у советского зрителя, попадая в лидеры по кассовым сборам, в то же время официозная критика регулярно подвергала нападкам режиссера. Апофеозом стала травля режиссера за сиквел «Большой жизни» (1946) о послевоенном Донбассе, фильм специальным постановлением ЦК ВКП(б) был отправлен на полку.
«Александр Пархоменко»
СССР, 1942. Режиссер: Леонид Луков
Некоторые цитаты героев звучат удивительно злободневно: «А вон там за рекой рабочие Луганска, нагрузили вагоны мануфактурой и золотом, и готовятся тикать в Россию», — говорит казак-красновец
О фильме: Байопик об известном луганском большевике Александре Пархоменко. Экранизация одноименного романа Всеволода Иванова (он же автор сценария). Действие происходит в 1918 году, когда красные с боями пробивались из Донбасса в Царицын. Фильм был снят в разгар 2-й мировой войны, поэтому события гражданской войны обретали в нем злободневно-пропагандистскую форму. Немцы, пришедшие по условиям Брестского мира в Украину, выглядят и ведут себя как эсесовцы, главным вождем большевиков является Сталин (актер Семен Гольдштаб) («Нам, луганчанам выпала великая честь воевать под руководством товарища Сталина!», — кричит Ворошилов (актер Николай Боголюбов). Сам Пархоменко (Александр Хвыля, очень похожий на оригинал), большевистский супергерой, в одиночку перевербовывает целый бронепоезд анархистов, разоблачает заговоры белогвардейцев и совершает другие подвиги. Некоторые цитаты героев звучат удивительно злободневно: «А вон там за рекой рабочие Луганска, нагрузили вагоны мануфактурой и золотом, и готовятся тикать в Россию», — говорит казак-красновец.
Песня «Лизавета» (слова Евгения Долматовского, музыка Никита Богословский) из фильма «Пархоменко» стала народной.
В 1962 фильм был перемонтирован, из него были изъяты все сцены со Сталиным.
«Молодая гвардия»
СССР, 1948. Режиссер: Сергей Герасимов
Одна из самых впечатляющих сцен – казнь молодогвардейцев, которую снимали возле шурфа в Краснодоне, куда были сброшены тела реальных подпольщиков. Съемки проходили при большом стечении местных жителей, в обстановке практически массового психоза
О фильме: Лидер советского кинопроката 1948 года. Экранизация романа Александра Фадеева. История подпольщиков из Краснодона нашла свое кинематографическое воплощение спустя пять лет после изображаемых событий. Сергею Герасимову удалось снять настоящую жизнь советских мучеников, достигающую практически религиозного накала. Одна из самых впечатляющих сцен – казнь молодогвардейцев, которую снимали возле шурфа в Краснодоне, куда были сброшены тела реальных подпольщиков. Съемки проходили при большом стечении местных жителей, в обстановке практически массового психоза. Исполнитель роли Олега Кошевого актер Владимир Иванов вспоминал: «Вглядываюсь в темноту и замечаю, что вокруг съемочной площадки собралась огромная толпа народа. Это — краснодонцы. Едва они yвидели, как мы вылезаем из грузовиков, как тут жe послышался плач, а затем и истошные крики. Съемку нельзя было начинать: все посторонние звуки попадали на пленку. Пришлось съемочную площадку на большом расстоянии оцепить подразделениями солдат, которые участвовали в съемках.
Плач краснодонцев растеребил и наши нервы. Горло сжали спазмы. Одеревеневшее тело не слушалось. Герасимов тоже нервничал»
Оставил он и такие любопытные для понимания жителей Донбасса воспоминания: «Тогда в Краснодоне было еще немало немецких военнопленных, занятых на восстановительных работах. В основном это были солдаты. Горожане их не только не трогали, но даже жалели. И вдруг краснодонцы увидели на улицах своего города щеголеватых гитлеровских офицеров, одетых в новенькие эсэсовские мундиры. Эти “офицеры”, ничего не делая, прохаживались по улицам день, другой, третий. Реакция была самая неожиданная: шахтеры набросились на группу наших артистов, приняв их за настоящих гитлеровцев, и основательно избили. Да, с шахтерами шутить нельзя. Если они любят, то любят всей душой и сердцем, почти как дети. Если ненавидят, то добра от них не жди»
Фильм стал мощным стартом карьеры для молодых актеров сыгравших комсомольцев-героев – Клары Лучко, Нонны Мордюковой, Инны Макаровой, Вячеслава Тихонова, Сергея Гурзо, многие из них были удостоены Сталинской премии.
В 1963 фильм был перемонтирован, потому что к тому времени был установлен настоящий предатель «Молодой гвардии» Геннадий Почепцов, вместо условного предателя Стаховича из романа Фадеева (есть версия, что в виде Стаховича Фадеев вывел связного УПА Евгена Стахива, действовавшего в Донбассе и входившего в контакт с «Молодой гвардией», однако к выдачи подпольщиков немцам непричастного). Кроме того, из фильма удалили все упоминания Сталина.
Об авторе: Сергей Герасимов – один из самых титулованных советских кинорежиссеров, лауреат трех Сталинских премий. Самая знаменитая работа, кроме «Молодой гвардии», киноэпопея «Тихий Дон».
«Зеркало для героя»
СССР, 1987. Режиссер Владимир Хотиненко
Пожалуй, лучший советский фильм о Донбассе, в котором он показан без лакировки, удачно передавая ту самую зажатость между террором и свободой, о которой писал в своей книге японский историк Хироаки Куромия
О фильме: Советский «День сурка», снят по мотивам повести Святослава Рыбаса. Cлучайные знакомые — психолог Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) и бывший горный инженер Андрей Немчинов (Иван Бортник) — удивительным образом переместились на сорок лет назад, из 1987 в 1949 год. День 8 мая повторяется для них с каждым восходом солнца. Жутковатый послевоенный Донбасс становится полем для разрешения моральных проблем героев. Немчинов отсидел в тюрьме за аварию на шахте, которая уже в 1949 была опасной для жизни горняков, и он пытается закрыть ее (каждый день начиная все заново). Пшеничный, у которого сложные отношения с отцом в современности, встречает своих молодых родителей: мать уже беременна, а отца вот-вот должны забрать по доносу чекисты. История смешная и грустная, тягучая вневременность донбасской жизни становится отличным фоном для поисков смысла жизни. Пожалуй, лучший советский фильм о Донбассе, в котором он показан без лакировки, удачно передавая ту самую зажатость между террором и свободой, о которой писал в своей книге японский историк Хироаки Куромия.
Сценарист Надежда Кожушаная не удовлетворилась основной сюжетной линией литературного первоисточника с попаданием героев в прошлое и ввела мотив «петли времени». Протопипом отца Сергея Пшеничного стал ее родной отец Павел Ямшанов.
Съемки фильма проходили в Донецке, поселках Донецкой области и в поселке Боково-Платово Луганской области. Тоскливые донбасские пейзажи, хорошо передают ощущение застывшего времени. В камере появляется Вячеслав Бутусов, играющий самого себя.
Забавно, что актеры Колтаков и Бортник снова встретились на съемках культовой гангстерской комедии «Мама не горюй» — первый играл занудного алкоголика, следователя прокуратуры («Ты мне еще Ницше начни цитировать!»), а второй – старого урку по прозвищу Гитлер («Эх вы, накипь человеческая!»).
Фильм был номинирован на премию «Ника» за лучший сценарий. Получил приз Витторио де Сика в Италии, премию на кинофестивале в Баку.
Об авторе: Владимир Хотиненко – российский кинорежиссер, актер и сценарист. Автор 20 фильмов, народный артист РФ, лауреат премий «Ника», КиноШОК, ТЭФИ. За фильм «Зеркало для героя» он был удостоен спецприза Всесоюзного кинофестиваля в 1988.
Режиссер так рассказывает о фильме: «Зеркало для героя» я снимал для своих родителей, которых время выбросило, как и все то поколение, к чертовой матери. Это поколение считали сталинистским, оно раздражало, от него отрекались. И когда я решил снимать для мамы и папы, то понял, что буду снимать картину про время»
Владимир Хотиненко убежден, что американский режиссер Харолд Рэмис, автор фильма «День сурка», украл у авторов «Зеркала для героя» сюжет с повторяющимся днем.
«Не у меня украли, а украли у Нади Кожушаной – она придумала этот ход, она автор сценария, царство ей небесное. Судиться с Голливудом, как вы понимаете – себе дороже, поэтому не прояснишь, тут концов не найдешь! (смеется) Хотя… я думаю – стырили», — говорил Хотиненко в одном из интервью.
Маленькая Вера
СССР, 1988. Режиссер: Василий Пичул
Дикие нравы индустриального города впервые со всей откровенностью были показаны на советском киноэкране, особую сенсацию произвела первая в советском кино сцена полового акта, отчаянная актриса Наталья Негода стала секс-символом перестройки
О фильме: культовый перестроечный фильм был полностью снят в Мариуполе. Дикие нравы индустриального города впервые со всей откровенностью были показаны на советском киноэкране, особую сенсацию произвела первая в советском кино сцена полового акта, отчаянная актриса Наталья Негода стала секс-символом перестройки. История деградации советского общества и особенно ее базовой ячейки – семьи, отлично смотрелась в донбасских декорациях, ведь Донбасс во многом – это главный заповедник советского образа жизни. Критик Лев Аннинский писал: «Здесь оба поколения погрязли в полубессознательном прозябании и в совершенно бессознательном взаимном озлоблении.«Отцы» и «дети» нежданно-негаданно оказались в состоянии войны. И те и другие щедры на удары ниже пояса. Тут всё возможно, конфронтация поколений чревата любым трагическим исходом».
Фильм дебютанта Василия Пичула посмотрел каждый пятый житель СССР, всего 56 миллионов человек. Интересно, что на роль Сергея – жениха Веры, котрого сыграл Андрей Соколов, претендовал актер Сергей Колтаков, сыгравший в «Зеркале для героя».
Фильм «Маленькая Вера» получил призы на кинофестивалях в Монреале, Чикаго, Венеции, Трое, Анже (Гран-при).
Об авторе: Василий Пичул, российский кинорежиссер, уроженец Мариуполя – автор 14 фильмов, работал на телевидении (режиссер знаменитой сатирической программы «Куклы» на НТВ). «Маленькая Вера» бывшая первым фильмом режиссера, стала и самым большим его достижением.
Другой «Челси». История из Донецка
Германия, 2010. Режиссер: Якоб Пройсс
Якобу Пройсcу отлично удалось показать контрасты Донецка, господствующую в нем смесь убогого совка, латиноамериканских футбольных страстей, эмиратской роскоши
О фильме: Знаменитый документальный фильм о Донецке снятый немецким режиссером. Этот фильм стал настоящим приквелом событий которые будут происходить в Украине ближайшие 15 лет. Главный герой фильма – нувориш Коля Левченко, секретарь горсовета Донецка, живущий в безвкусно-кричащей роскоши, рассуждающий под портретом Сталина о новых дизайнерских шторах для своей виллы, является олицетворением того режима, который Виктор Янукович и его команда насаждали в Украине. Простые донеччане [так в первоисточнике, ничего не могу поделать], герои фильма, прекрасно знающие цену своим мафиозным хозяевам, но тем не менее упрямо «не меняющие выбор», цепляющиеся за пародийную донецкую реальность, в штыки встречают любые перемены – отлично иллюстрируют и их нынешний дикий выбор. Якобу Пройсcу отлично удалось показать контрасты Донецка, господствующую в нем смесь убогого совка, латиноамериканских футбольных страстей, эмиратской роскоши.
Фильм получил приз как лучший документальный фильм на кинофестивале имени Макса Офюльса в 2011.
Об авторе: Якоб Пройсс – немецкий режиссер-документалист, снимал также фильмы про Иран и Боснию. Работал в СНГ в качестве наблюдателя за правами человека и ходом избирательных кампаний от международных организаций.