Утирая пот и хлопая себя по коленям, досмотрел телевизионный сериал Чернобыль, снятый HBO.
Получил то, чего ждал и даже был уверен, что именно так и будет, но друзья просили поделиться развернутым мнением, а мне не хочется их подводить. Попробую объяснить.
Этот текст совсем не про этот сериал, потому что я ни разу не критик, и его можно применить к любому как бы документальному сериалу или книге, основанной на реальных событиях, что выходит в эпоху постправды.
Я не так много знаю о Чернобыле, как некоторые мои коллеги, но даже я знаю больше, чем любой другой, живущий за рубежом зритель.
Нужно понимать, что именно он, этот зарубежный для нас зритель и есть целевая аудитория этого сериала. Со всем его стереотипами, верования, отношениями и ценностями. Мы - имеем значение, но второстепенны.
Хорошо, что в этом сериале не было забытой в подвале кровавой мясорубки Сталина, которая выдавала на-гора коллагеновый студень, используемый большевиками для строительства стратегических объектов.
Хорошо, что каждый раз, когда градус идеологического накала доходил до абсурда, создатели ненадолго вдруг вспоминали о простых вещах и подвиге обычных людей, которые спасли планету.
Коротко, умалчивая о том, что они советские, демонстрируя низкие лбы, толстые очки, вонючие сигареты и гнилые зубы, отобранные тщательным кастингом. И хлещут водку. Много водки. Не красное вино.
Все-таки, не "Красная жара" и не "Русские идут", как вы могли подумать?
Все это вы сами видели совсем недавно на примере даунецких. Все это вы видите на протяжение десятилетий в отношении советских, совдепии и совка. Если хватило ума понять, то хорошо, а если не хватило, то и ладно.
Хорошо, что после просмотра этого сериала зарубежные друзья, пишут письма в стиле "Мы знали, что у вас такое было, но даже не могли представить!", "Что же вы пережили" и "Какие люди!".
Они-то как раз не утверждают и не утверждали, что точно знают, как все было на самом деле. И многие умеют отделять зерна от плевел демократических медиа.
Хорошо, что выросло число поисковых запросов о Чернобыле и сериал вызвал всплеск интереса к теме и сопутствующим.
Я сам нарыл интервью Дятлова, прошелся по судьбе водолазов и шахтеров, вспомнил родственников из числа ликвидаторов. И себя летом 1986 года, когда ловил первых окуней на Днепре, в то время как киевляне выехали удить их в Донце и Кальмиусе.
Я перестал читать любимого Пелевина не потому, что он стал хуже писать, а потому что наоборот - лучше. И его книги чем дальше, тем больше напоминают учебники из факультативного курса массовых коммуникаций.
Эзотерический Маклюэн, беллетристика Лазарсфельда, любовная лирика Гербнера или метафоры Харриса. Парад уродов, которые на самом деле упоительные красавцы в чистом виде.
Трудно внимательно читать и сопереживать, если знаешь, чем закончится как бы книга. Еще труднее, если даже знаешь каждую главу до того.
Искать новизну в предложениях - слишком мало времени и скучно. Этот текст вообще дочитают единицы, испорченные советским высшим образованием. Или уникумы.
Сериал Чернобыль - художественный, тщательно сделанный на запредельном кинематографическом уровне продукт, глядя который я не раз восхищенно кричал - номера военные, черные! - и не раз разочарованно вскрикивал - так не бывает! - наблюдая такую мрачную идеологическую клюкву, что Кокаинум и Киевская разведшкола Шварца смотрятся на фоне очередного борца за все хорошее против всего плохого Ульяны Хомюк образцом документалистики.
Чтобы сделать интервью с человеком, нужно поговорить с ним. Интервью не дает полного представления о персоне, но для знакомства или раскрытия какой-то темы - обычно его вполне хватает.
Еще лучше - сначала собрать информацию, проанализировать, самому пронаблюдать и потом уже поговорить. Порядок имеет значение.
Журналисты иногда поступают иначе - они обращаются к другим источникам, чтобы составить какое-то мнение, ищут значимых других и третьих лиц, которые знали фигуранта. Чаще всего, если его уже нет среди живущих.
Сегодня волшебные пиарщики смело предлагают хитрую как им кажется услугу - поговорить с каким-нибудь человеком, который знает другого человека и задать ему вопросы уже о том человеке, который действительно интересен журналисту, а значит и публике. Некоторые даже ведутся.
Обратите внимание на руководителей предприятий, которые сегодня в украинских медиа изо всех сил рассказывают о своих акционерах и владельцах. Или нерядовых членах многочисленных партий, у которых есть бюджет на работу с медиа.
Тупые журналисты даже счастливы получить такое с барского стола. Умные сами на такое не ходят, посылают на все готовых. Сильно умные берут деньги и не заморачиваются этих глупостей.
Вы каждый день наблюдаете процесс, который называется повторным пережевыванием, а если коротко, то жвачкой, но часто не понимаете разницы с натуральным продуктом и ничего сделать не можете, даже если такое понимание есть.
Пищеварительный тракт крупного рогатого скота устроен сложно и даже замысловато. С медиа все только хуже, но это не тема.
Стоит на этом выхолощенном фоне появиться хотя бы чему-то, где делают новости и дают людям хоть что-то напоминающее first hand experience - неминуемый успех! Оказывается, журналистика еще не умерла и все не так плохо. Элементарные, но не очевидные вещи.
Сегодня еще считается неплохо найти бывшую, желательно брошенную жену фигуранта, чтобы она уж точно рассказала всю Правду.
Круче такого замечательного источника только бывшая теща, которая точно знает, как все было на самом деле.
Или дети, которые слышали в рассказах старших женщин, каким подлецом был их биологический папка.
Нравоучения 20-летних колумнисток могут выглядеть и умилительными, если соблюдать дозировку, но сегодня этой чепухой полны издания и, что самое страшное - головы.
Фильм Чернобыль - драматическая история, рассказанная замечательной тещей про плохого зятя, который оставил умницу и красавицу дочь, влез в долги, ушел с хорошей работы в банке, покатился по наклонной и танцевал на столе голым пока его не заломал медведь. Пьяным. Ночью. Зимой. В Сибири.
Факты вроде как соответствуют, но если отбросить шелуху тёщиных интерпретаций, то в это истории не будет ничего о героическом подвиге первопроходца, который открыл новую стоянку первых людей в вечной мерзлоте и спас от верной смерти друга и отца пятерых детей, которого едва не унес в снега полярный дракон.
Обратите внимание, как часто сегодня используется фраза "распад СССР", подразумевающая, что Союз развалился сам по себе, вот так взял и рухнул, потому что устал, а не потому что был разрушен в результате длинной, изматывающей войны, чьи очаги до сих пор тлеют.
Выход сериала Чернобыль - еще одна идеологическая победа Соединенных Штатов над некогда самым вероятным противником, которому нанесен смертельный удар, но тело его и спустя три десятка лет почему-то подает признаки жизни: зрачки не реагируют, но пульс есть.
Это медийный продукт, чья основная цель - пнуть того самого мертвого десятки лет льва и понятно объяснить прочим жителям саванны, что этот глупый, административно-командный, прогнивший и явно коммунистический лев, которого никто не любил, а только боялись, - виноват во всем сам.
Да здравствует новый лев, много лучше прежнего!
О, чудный новый мир! Или лев?