Новая жизнь старых хитов: в Донецке живет музыкальный алхимик

Крупнейшее некоммерческое радио США National Publc Radio называет музыканта и инженера из Донецка Олега Берга - единственным в своем роде музыкальным алхимиком. На сайте Madartlab дончанина называют безумным гением из Украины. О нем написали в американской «The Week» и в блоге MTV.

Просмотры ролика «Hey Jude» The Beatles, преобразованные музыкантом и залитые на Youtube, приближаются к миллиону, а в Украине о музыкальном проекте дончанина Major VS Minor практически не слышали.

Мажор против Минора

Если вкратце, то эксперимент 56-летнего звукового дизайнера Олега Берга прост в своей гениальности - преобразование гармонической тональности композиции: из минора в мажор и наоборот. И на первый взгляд идея кажется действительно довольно простой.

Да, в известной заставке к игре про супербратьев Марио появились нотки цыганского джаза и латиноамериканских мелодий, саундтрек к «Крестному отцу» наполнился светлой надеждой, а «Hey Jude» - русской безысходностью.

В общем, восторги тысяч подписчиков странички в Facebook и канала на Youtube человеку музыкально неподкованному не сразу понятны. О том, в чем же соль проекта Major VS Minor Олег и Диана Берги рассказали у себя на кухне за чашкой мятного чая.

Для чистоты эксперимента в роли слушателя от «Говорит Донецк» отправился человек без музыкального образования, не отягощенный знаниями о работе всяких аудиоредакторов и программ, связанных со звуком.

Идея у Олега Берга появилась еще вовремя его учебы в донецком политехе, но не было технических средств, которые помогли бы ее реализовать тогда. Позже инженер и музыкант нашел необходимое сочетание программ и смог воплотить замысел на практике. Два года «писал в стол».

Олег Берг: То, что я делал – показывал своим детям: «Посмотрите, что вышло». А потом Диану однажды осенило.


Олег и Диана Берги

Диана Берг: Я поняла, что папа делает что-то действительно революционное и нужно этим заниматься и доносить до людей. Причем не локально, а на мировом уровне. Сначала он не хотел публичности, но я его убедила. В феврале [2013 года] загрузила на Ютуб несколько работ, создала англоязычную станицу в Facebook. И уже через пару месяцев с нами связались из National Public Radio. Позвонили по телефону из Вашингтона, записали интервью с переводчиком, которым стала я.

Олег Берг: Я сказал в начале передачи «hello» и «bye» в конце - все, что позволяет мой уровень английского.

По словам 33-летнего графического дизайнера и теперь немного продюсера Дианы Берг, примерно 45% аудитории – это жители США, остальную часть в основном составляют пользователи из Западной Европы. Диана не только переводит папе то, что написали о проекте англоязычные масс-медиа, но и помогает отвечать на комментарии, отмечая особенно душевные.

Олег Берг: Один психолог, который прослушал мелодии, написал статью об акустическом восприятии, что наш проект заставляет думать по-другому. Ты спотыкаешься о любимую мелодию, в голове у тебя сложился ее ментальный образ, но вдруг ты понимаешь, что это уже что-то другое. Песня та же, а образ – другой.

Диана Берг: В принципе, для человека музыкально грамотного не составляет особого труда сыграть композицию в полярной тональности, но папа не просто меняет мелодию, он работает с исходником, например, оригинальной композицией Beatles, записанной в 60-х. При этом все музыкальные инструменты, а главное вокал сохраняются. Как будто они взяли и перезаписали песню, но уже с другим настроением. А они уже этого никогда не сделают, и мы не узнали бы, как это звучало. А сейчас это стало возможным. Это настоящая алхимия, нужно разложить композицию на составляющие и сложить заново.

Вообще, есть немного музыкантов, которые могут делать подобное, но они работают только с «разведенками» (мультитреками), которые делаются при записи на студии. То есть там может быть десять дорожек – отдельно вокал, отдельно бэк-вокал, соло-гитара, бас-гитара, клавишные и так далее.

«Разведенки» достать очень сложно, в интернет попадают буквально крохи. С разведенными записями работать легче - это как салат, разложенный на отдельные ингредиенты. Если яйцо оказалось недоваренное, мы доводим его до готовности, и так с каждым ингредиентом по отдельности. Папе мульти-треки просто не нужны. Он работает со сложенной композицией - суммой. Это намного труднее. Продолжая аналогию с салатом, представьте, что оливье уже смешан, и исправить недостатки (например, недоваренное яйцо) уже практически невозможно. Ни специи, ни соус не замаскируют испорченный вкус. Это кажется невозможным, но мы делаем именно это - работаем с суммой.

Олег Берг: Те, кто работает с мультитреками, связывались со мной. Спрашивали, как мне удалось раздобыть их столько. Их вообще не было - в интернете можно найти, может быть, всего сотню. Я пошел другим путем, открыл свою технологию, а работать с «разведенками», признаться, для меня не очень интересно, поскольку очень просто.

Музыкант VS Инженер

Пока секрет Олега Берга не разгадан. Хотя именно из-за этого он в свое время не хотел выкладывать результаты своего эксперимента в сеть.

Олег Берг: Когда я начинал этим заниматься, то прекрасно понимал, что мало кто делает тоже самое, но я думал, что не могу же я быть единственным. Мне казалось, что идею подхватят другие звукорежиссеры, и она станет коллективной. А так меня грела мысль, что я могу делать что-то уникальное.

Диана Берг: И меня греет мысль, что я имею отношение к этому революционному проекту. Я бы подумала, что это сделать нереально, если бы не знала, что он это делает. Мы решили, что нужно подавать работы на контрасте, на примере хитов, которые все слышали.

Работа над первой композицией Because The Beatles заняла две недели. Теперь в среднем сменить тональность одной композиции удается за период от 5 часов до 3 дней в зависимости от сложности исходного материала. Самые «крепкие орешки» - тяжелая музыка, потому что там много хрипов и дребезжащих звуков. Не поддается пока и Паваротти из-за характерного глубочайшего вибратто, то есть вибрирования голоса.

Олег Берг: Это довольно объемный труд. Нужно знать физику звука, теорию музыки, нужно все математически обосновать. Ведь каждая нота состоит из многих частей, формант и обертонов.

На вопрос, кем он себя больше ощущает музыкантом или инженером, Олег Берг задумывается.

Олег Берг: Трудно сказать. Мне помогло слияние знаний из двух этих сфер. Физика физикой, но я не просто перекладываю мажор в минор. Не всегда простая трансформация из мажора в минор будет восприниматься благозвучно, при этом оставаясь узнаваемой. Я сначала вычисляю гармоническую последовательность, которая будет уместна, и это бывает очень сложно - это из области гармонии и теории музыки. А затем, когда я уже знаю, какой результат мне нужен, я работаю с физикой звука. Мне кажется, что это только начало, и у моего метода большие перспективы.

Музыкальная шутка и не только

Пока что проект Major VS Minor его создатели воспринимает как образовательный эксперимент, некую музыкальную шутку. Это впечатление Берги подогревают первоапрельскими подарками для меломанов.

Они выложили видео, на котором якобы раскрыли свой секрет. Из ролика становится ясно, что голосом Леди Гаги или Мадонны (в общем все женские партии) поет Диана, а Олегу Бергу достаются все мужские партии.

Диана Берг: Все посмеялись над шуткой, но пару человек написали: «Надо же! А мы думали, вы используете какую-то программу». Если серьезно, то основательная работа с вокалом - еще один папин талант. Он занимается в том числе и этим - знали бы вы сколько так называемых артистов на самом деле петь на умеют, а чистый вокал - это просто работа саунд-дизайнера!

Еще одной первоапрельской шуткой стал «Танец маленьких утят», исполненный Фредди Меркьюри.

Во время работы попадаются композиции-парадоксы. Так веселая Livin' la Vida Loca Рикии Мартина изначально написана в миноре, а оригинал депрессивной Creep от Radiohead, оказывается, мажорная песня.

Major VS Minor – хороший пример того, как без вложения средств можно продвинуть интересную идею. По словам Дианы, она не пользовалась ни сео, ни другими техниками продвижения. Помогло приличное знание английского и элементарное ориентирование в популярных сервисах.

Диана Берг: Я даже не знаю, как люди узнают об очередном новом канале на youtube. Сначала у меня была идея написать журналам типа «Спин» и «Боинг-Боинг», отправить ссылку на наш канал. Но я подумала, что им, наверное, каждый день пишут сотни таких как я, и на письмо просто бы не обратили внимание. Через пару месяцев «Боинг-Боинг», «Хаффингтон пост», «Оупэн калчер» и другие популярные ресурсы сами написали о нас. Это доказывает, что интересный качественный контент - самое главное в продвижении продукта, он будет рекламировать сам себя.

В разговоре выяснилась еще одна интересная деталь. Оказывается Берг в качестве клавишника, композитора и аранжировщика объехал весь бывший СССР с группой «Полиция нравов». Даже спустя годы многие помнят обритых налысо девушек в обтягивающей одежде, которые поражали умы в 90-х.

Мало кто знает, что музыкальный коллектив был создан в Донецке, и Олег был одним из его создателей. Группа изначально выступала под именем «Леди Стайл», а уже в Москве созрело решение переименоваться и подкорректировать имидж.

Математика хита

Напоследок созревает вопрос, не удалось ли разглядеть, перебирая композиции по молекулам, в них то, что делает их хитами. И можно ли заранее написать песню, которая будет любима через многие десятилетия?

Диана Берг: Есть такая вещь, как консонанс – объективно благозвучное сочетание звуков и их присутствие в песне делает ее объективно приятной для слуха. Есть 6 аккордов, которые в сочетании наиболее акустически приятны для уха, и большинство любимых нами хитов как раз из них и состоят (тоника, доминанта, субдоминанта, и они же в параллельной тональности). Но составляющие хита, это не просто текст музыкальный и литературный. Это продукт, в котором важен и саунд-дизайн и исполнение, и образ исполнителя - все это влияет на восприятие.

Олег Берг: То, чем я занимаюсь, для меня никоим образом не проливает свет на таинство, которое называется рождением хитов. Рождение хита – это такая же загадка, как и рождение новой жизни.

Диана Берг: Я еще раз воспользуюсь аналогией с едой. Песня - это блюдо. Нам важно не только содержимое, но и способ приготовления, количество калорий, наличие ГМО и экологичность. А главное, мы смотрим на подачу и презентацию блюда, на авторские приемы и личность повара - факторов очень много. Imagine Джона Леннона - это простой, но идеально приготовленный одним поваром стейк - весь секрет в содержании. Хиты Леди Гаги - это десерты, обильно украшенные цукатами, политые шоколадным соусом, с вишенкой сверху, подаются со взбитыми сливками и бенгальским огнем, и тут главное - презентация, над которой поработали десятки мастеров. Хиты, как и блюда, очень разные, и одного рецепта быть не может. Зато теперь, когда у нас есть проект Major vs Minor, мы можем подсластить некоторые блюда, а кое-куда добавить перца - так и рождаются новые версии любимых песен.

Страничка проекта Major VS Minor в Фейсбуке

Канал проекта Major VS Minor на Ютубе

Комментарии

Zames
Не в сети
автор
Регистрация: 12/07/2009

Hey Jude - как будто во дворе на гитарке пацаны играют. Хочется обнять и плакать. Супер! :)

Oklahoma
Не в сети
дончанка
Регистрация: 20/11/2011

А в Be worry, dont happy получилась до смешного трагической

Zames
Не в сети
автор
Регистрация: 12/07/2009


На канале Донбасс работают прекрасные журналисты

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк