Виртуозы пошивочного цеха

В «Донбасс Опере» готовили к сдаче новый спектакль. Театр ставил «Стойкого оловянного солдатика». Святые часы: наносятся последние штрихи, расставляются последние акценты и интонации, и, хотя актеры двигаются по сцене еще в своих обычных одеждах, кажется, что спектакль, как новогодняя елка, вот-вот вспыхнет всеми огнями
Как на капитанском мостике, с уютно горящей лампой за столиком в зале режиссер-постановщик спектакля Оксана Антоненко.

Стойкий оловянный солдатик

Постановка «Стойкого оловянного солдатика» для нее первая. Первая, но не единственная. Оксана уже не раз принимала участие в подготовке спектаклей: «Турандот», «Золушка», а «Бал-маскарад» она вообще приняла от своего учителя, народного артиста России Юрия Лаптева. В люди же впервые вполне самостоятельно Оксана выходит под руку со «Стойким оловянным солдатиком».

– Мы так тщательно и с такой любовью готовили спектакль, что почти не сомневаемся в его успехе, – говорит Оксана. И вдруг, приняв заговорщицкий вид, она предлагает: – А давайте я поведу вас к тем людям, кто готовил его вместе со всеми, кто достоин разделить заслуженные аплодисменты, но вот парадокс: все они достанутся другим, а самих этих соавторов спектакля никто просто не увидит.
Нам повезло, мы увидели, познакомились с ними. Клавиши-ступеньки театра, два-три поворота в его коридорах – и вот он, здравствуйте, пожалуйте в его пошивочный цех. Если согласиться с тем, что театр имеет заводскую структуру, то именно этот цех и является в нем одним из главных. Ибо сказано и в театре проверено: встречают-то, что ни говори, по одежке.

Оксана Антоненко

Пошивочный цех пусть и считается единым целым, и хоть в нем царит принцип полной взаимозаменяемости, все-таки разделен на две части. Антонина Петровна Станева в нем – начальник по головным уборам, Оксана Геннадиевна Кубекина – по самим костюмам. Всего в цехе работают 15 человек. Кто здесь закройщик, кто швея, кто дизайнер, в общем-то, никто особенно не считается. На создание одного костюма обычно уходит около двух месяцев, но иногда он требуется, что называется, уже к утру, так что делиться некогда.

В чем особенность заказов для пошивочного цеха? А в том, что тут приходится создавать костюмы такие, какие и в глаза никто не видывал. Ну во что, в самом деле, вы оденете того самого «Стойкого оловянного солдатика», премьера которого состоялась в «Донбасс Опере» на Новый год, героев из «Бала-маскарада»? Как должна выглядеть Золушка или артисты из балетных спектаклей? А бывает и вообще, что режиссер такое для своих героев потребует, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

– Как ни странно, – говорит Оксана Геннадиевна. – Сказки обшивать легче всего. Скажите, что обычно носят Кикимора или Баба Яга? Не знаете. Вот то-то и оно. Так что мы тут фантазируем, кто во что горазд. Другое дело – серьезные спектакли, взрослые. Я в театре работаю 34 года, профессиональный дизайнер, за плечами немалый опыт работы, и все равно каждый раз волнуюсь и нечеловечески переживаю. И хоть одевать мне пришлось не один спектакль, каждый раз и к книгам, и к альбомам обращаюсь. Без этого никак!

Да уж, особая атмосфера в пошивочном цехе. У швейных машинок ткань – словно опустившиеся на землю облака, на сто лугов их краски. У каждого мастера работы невпроворот. Костюмов надо нашить с запасом. Оксана Геннадиевна замечает мой удивленный взгляд и объясняет:
– А что вы будете делать, если Золушку сегодня играет артистка ростом повыше, а завтра – совсем миниатюрная. – Вот и приходится иметь иногда по несколько костюмов для той или иной роли. Даже в сказке туфельки Золушки не всем приходятся впору.

А знаете, на кого похожа Оксана Геннадиевна в своем пошивочном цехе? Не поверите – на дирижера, только вместо дирижерской палочки у нее на плече так называемый сантиметр – непременный атрибут всякой швеи. И хотя Оксана Геннадиевна с годами, с накопленным опытом пользуется им все реже и реже, как дирижер не мыслит себя без своего маршальского жезла, так швею трудно представить без своей мерки – сантиметра. При этом каждый гранит свою грань будущего спектакля, готовит его, доводит до совершенства, чтобы потом предстать перед зрителями во всем блеске.

Свой первый костюм Оксана Кубекина шила для «Щелкунчика». Помните дефиле в его начале. Так вот, один из этих самых шикарных костюмов готовила Оксана Геннадиевна. Волновалась, конечно. С тех пор не один спектакль готовила она по своей линии. И опять волновалась, хоть эскизы и утверждает худсовет театра. Но больше всего, оказывается, переживала Оксана Геннадиевна, когда готовила простенький костюм Снежинки для маленькой внучки. Тоже, согласитесь, премьера!

Донецк не обижен хорошими мастерами, есть в городе и свои первоклассные ателье – все это есть, спору нет, но вот так виртуозно, как в пошивочном цехе «Донбасс Оперы», не работает никто. Своя особая атмосфера. Ну где, например, работая над каким-то костюмом, вы прослушаете все распевки артистов и их партии, где встретите их в одеждах давно минувших дней, где, наконец, какого-нибудь разряженного принца вы фамильярно можете назвать простым именем? Тут ткани у машинок – как спустившиеся с небес облака, тут красок – на сто лугов, тут у портного и локоток на отлете. Пошивочный цех Донецкого республиканского академического театра оперы и балета имени А. Соловьяненко.

Николай Корсунь для Донецкого времени

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк