Не прошло и пяти лет, как довелось посмотреть Апокалипто - эпическую ленту Мела Гибсона, снятую в 2006 году.
Трейлер Апокалипто без текста
К творчеству человека, обладающего именем и фамилией, которые идеально подходят штукатуру, но никак не режиссеру, отношусь строго положительно.
Каждый фильм жду долго и просматриваю неоднократно. Что Храброе сердце, что Страсти Христовы. Отдельно нравится то, что Мела интересует история и судьбы людей на историческом фоне, а не "вот как было все на самом деле".
Ну, и в каждой своей ленте старина Гибсон пользует язык той местности и времени о котором идет речь. В Страстях это были иврит и арамейский, а в Апокалипто - майя. Кто будет следующим?
Гибсон и его дружбан сценарист и продюсер Фархад Сафиния из Ирана работали вместе еще на Страстях и оба точно знают чего хотят.
Рассказанное ими в этом кино ничто иное как притча про новое начало, на фоне другой притчи про конец цивилизаций, которые связаны третьей историей про то, что из начала времен все одно и тоже, и все повторяется. Будто змей, что кусает за хвост самое себя.
Это подчеркивает и намеренно исковерканный перевод греческого Apocalypto, которое в действительности значит Я открываю/раскрываю, так исторические неточности и прочие перегибы. И все для того, чтобы провести параллели с современной цивилизацией и показать столкновение личности и системы, свободы и государства. Почему в нашем переводе ленту назвали Апокалипсис - сие мне не ведомо.
Практически весь фильм - погоня. Сюжет прост и примитивен и есть одно из прочтений фильма о дороге, но за счет умелого нагнетания напряжения и погружения в атмосферу давно погибшей цивилизации, длинный по современным меркам фильм пролетает в мгновение ока и оставляет очень непростое послевкусие: хочется куда-то бежать и что-то делать для спасения себя, семьи и всего человечества.
Простые истории самые глубокие и сложные. Они интересны всем, а не только тем, кто знает как все было на самом деле или должно было быть. Как результат - практически шедевр за сорок миллионов бакинских, при сборах по всему миру в сто двадцать миллионов тех же денег.
Действие происходит в доколумбовой Месоамерике. Дикие племена - источник рабов и органов для кровавых жертвоприношений государства Майа, которые - древняя цивилизация, что не может пасть пока не разрушит сама себя изнутри.
Они, словно частные предприниматели, делающие бизнес по соседству с транснациональной корпорацией.
апа Ягуара - охотник, который чудом избегает счастья угодить в жернова истории и культа Кукулькана. Он выживает после рейдерской атаки представителей более развитой цивилизации и по воле случая и солнечного затмения, тут же бросает вызов судьбе, государству и суровому командиру роты отпетых бойцов и негодяев.
Играя на своем поле, он не без труда, но побеждает преследователей, убивая их не без выдумки одного за другим, и спасая от верной гибели свою дорогую Семь - уже не беременную жену, старшего сына Бегущую черепаху и пока еще безымянного младенца, рожденного в воде покуда отец страдал в неволе.
Погоня прекращается только с появлением испанских крестителей, чтобы возобновиться вновь, получив еще одно Новое начало. Таких начал в этом кино можно насчитать сразу несколько.
Второй трейлер Апокалипто. Хуже качеством, но со словами
Крови много. Смертей много. Непонятного и опасного не меньше. Потому не ясно, как с таким возрастным рейтингом получились такие сборы.
Эксперты говорят про то, что майя эти не совсем классические. И массовые жертвоприношения по неправильному поводу, который скорее всего был заимствован у астеков, и носы у воинов пробиты, и в уши вдето что-то неправильное, и в атрибутах, картинках и ритуалах случилось смешение эпох, и солнечное затмение быстрое, и полнолуние сразу после него невозможно. На то они и эксперты.
Я искал Уолли, которого Гибсон в джинсах и рубашке уложил в выгребную яму с трупами невинно убиенных, но в итоге обнаружил только младенца, который с сигарой и надписью на пузе.
Фильм снят на Юкатане. Актеры сплошь неизвестные и говорят на языке майя. Некоторые из них никакого другого языка не знают или он для них первый.
Музыка и звук просто феноменальные. Завывают исполнители замечательно, нагоняя атмосферу. По ходу дела рассказываются совершенно аутентичные истории из месоамериканского эпоса + кошмары + предсказания + обряды культа Кукулькана.
Не по себе становится буквально сразу. Будто и не в удобном кресле, снижающем нагрузку на позвоночник смотришь, а действительно вырван из окружающего контекста. И становится еще больше не по себе. И страхом это чувство никак назвать нельзя.
Хорошее кино!
Комментарии
Кино так себе, на порядок хуже Страстей
А следующий проект Гибсона - про викингов, на древнескандинавском, с ДиКаприо в главной роли (который, как он считает - прямой потомок от брака Лейфа Счастливого и Эрика Рыжего)
Гибсон считает или Ди Каприо?