На торцевой стене одного из корпусов ДПИ, что возле бизнес-центра «Столичный» на проспекте Богдана Хмельницкого скоро появится огромное изображение во всю стену. Над ним уже трудятся художники, которые самоорганизовались в творческое объединение «Добрые люди».
Дончане уже вовсю любуются их «Синим китом» на трансформаторной будке в сквере «Сокол» и арлекином, который застыл на здании бывшего кинотеатра «Красная Шапочка».
«Добрые люди» оказались действительно добрыми. Я застала Александра Гребенюка, Андрея Кравченко и Александра Пряничникова возле подъемника и банок с красками. С ходу мне предложили пиццу, воду и, несмотря на мой вежливый отказ, принесли кофе на всех.
На серую стену пообещали нанести картину, навеянную творчеством голландца Мориса Эшера известного любовью к изображению «невозможных фигур» и интерпретациями трехмерного пространства.
- Человек идет по городу и поглощает много разной информации: вывески, рекламу. Причем реклама действует агрессивно и он не может уйти от этого. А это будет такой расслабляющий двадцать пятый кадр ручной работы. Он не привязан ни к товарам, ни к потреблению. Это просто изображение, - объясняет задумку Андрей Кравченко.
Райдер по-донецки
Работают ребята «под прикрытием» Главного управления благоустройства и коммунального обслуживания горсовета. С прошлого года коммунальщики курируют проект по украшению Донецка такими яркими картинками и находят спонсоров, которые готовы платить за краску и аренду техники – подъемник, прожектор.
Несмотря на такой официальный статус будущего граффити, на месте «Добрые люди» столкнулись с трудностями: обитатели местных офисов были против того, чтобы подъемник загораживал выезд на проспект. Решено было рисовать верхнюю часть картины по выходным и после окончания рабочего дня. Ночью приходится включать прожектор.
Работают художники за идею, отшучиваются, что составили райдер: четыре пары белых носков, бутерброды без кинзы и человека с опахалом, который, видимо, подойдет как стемнеет, чтобы отгонять комаров.
Между мурализмом и монументализмом
Пытаюсь выяснить, к какому жанру можно отнести такое настенное искусство.
- Что-то есть от мурализма (мексиканская монументальная живопись), но несет в себе другой смысл. В СССР был советский монументализм, это было красиво. В Донецке попадаются очень хорошие работы. Но мы не можем отнести себя ни к монументалистам ни к муралистам, потому что не несем революционного послания как последние, - говорит Александр Гребенюк.
Спросила я и о том, помнят ли художники свои первые граффити.
- Конечно, помню, - отвечает он же. – Я рисовал слово «хип-хоп» на стене.
- А вы? – интересуюсь у Андрея Кравченко.
- Я тоже там присутствовал. Мы вместе рисовали. Ночью, чтобы никого не было. Но мы вандализмом не занимаемся, обычно находим стены заброшенных зданий, которые не используются.
Александр Пряничников впервые приложил свои стены в родной 25-й школе в Енакиево.
- Это был официальный заказ нашего директора. Он был довольно современных взглядов. Я сам предложил. Сказал, что нужно купить баллончики с краской, и он согласился. В результате в школе на четвертом этаже появилась какая-то английская надпись – шрифт и рисуночки.
Из жизни художников
Когда оба Александра ушли чтобы нанести первую краску на стену (нужно было сначала ее подготовить для рисунка), я воспользовалась тем, что Андрей сел что-то починять и задала ему еще несколько вопросов.
- Хобби или работа? – задумался «добрый человек». – И то, и другое. Мы этим зарабатываем, правда, не всегда так, как хотелось бы. Но нужно выбирать: либо заниматься тем, что нравится, либо идти в офис на ненавистную работу, терпеть начальника и знать, что зато ты получишь аванс и зарплату. А так мы в каждом рисунке оставляем частичку души. Мы ведь проводим над каждым по 10-14 дней. Место обживаем, каждый уголок успеваем выучить.
Интересуюсь я и реакцией прохожих во время работы над настенными картинами.
- Люди часто подходят, им интересно. Чаще всего – доброжелательные, но бывает всякое. Например, когда мы рисовали на «Красной Шапочке», подходила женщина, которая говорила: «Я работаю на Крытом рынке, мы смотрим, и нам всё не нравится».
Под конец я зачем-то вспомнила, что не умею рисовать.
- С этого многие обычно с нами разговор начинают. Когда мы, например, разрисовываем стену в каком-нибудь ресторане или помещении, обычно подходят рабочие и задают три самых популярных вопроса: «А это все или еще что-то будет?», «Я сам рисовать не умею» и «А ты татухи набиваешь?».
На прощание «Добрые люди» заметили, что обычно журналисты приходят, делают репортаж, фотографируют только начало работы, в результате финала никто не ждет. Я пообещала приходить и фиксировать процесс до победного конца.
Комментарии
Репортаж ТРК Юнион
Репортаж ТК Донбасс
есть предложение. нужна ваша помощь. как с вами связаться?
С сайтом - контакты внизу справа. С художниками - внизу, в комментах вКонтакта есть их группа в Сети.
Фото Ярослава Божкова