В понедельник 14 марта на здании донецкого драмтеатра появился новый архитектурный изыск: теперь фронтон украшает бронзовая фигура музы трагедии - Мельпомены.
Как рассказал директор-распорядитель драмтеатра Виталий Корповский, установка фигуры Мельпомены предусматривалась в проекте реставрационных работ, которые завершились в октябре прошлого года. Но, как выяснилось, наличие массивного украшения на крыше драмтеатра замышлялось еще полвека назад.
Главный архитектор проекта реконструкции театра Владимир Бучек рассказал, что скульптура на здании театра упоминалась еще в архитектурном проекте 1958 года. Однако когда театр в 1961 году сдали в эксплуатацию, о фронтонной фигуре напоминал только постамент на крыше.
Скульптура, скорее всего, пала жертвой постановления ЦК КПСС "Об архитектурных излишествах", которое вышло как раз в конце 50-х. Тогда пострадали многие здания, фасады которых приводились в соответствие с канонами соцреализма.
Когда же три года назад реставрация театра только затевалась, у городских властей возникла идея заполнить пустующий постамент в верхней части фасада.
Инициировал идею мэр Донецка Александр Лукьянченко. Правда, установить, какая именно скульптура должна была изначально венчать здание, не удалось.
"Мы связались с московским институтом проектирования театров, который работал над проектом нашего театра, - рассказал Бучек. - Однако там нам ответили, что эти документы не сохранились".
Поэтому пришлось выбирать персонажа самостоятельно, и в итоге остановились на Мельпомене - древнегреческой музе трагедии. Над фронтонной фигурой работал донецкий скульптор Юрий Балдин, один из авторов монумента "Освободителям Донбасса".
Его Мельпомена имеет высоту 3,5 метра (такого же роста и скульптура Сергея Бубки перед РСК "Олимпийский") и на сегодняшний день является самой крупной фронтонной фигурой в Донецке.
Высоту скульптуры определило не желание побить рекорд: архитекторы вычисляли ее размеры исходя из пропорций всего архитектурного ансамбля. А весит изящная муза трагедии в бронзовом воплощении около тонны.
Донецкая Мельпомена среди сонма своих сестер узнается легко - по пальме. Вернее, по пальмовой ветви, которую она держит в руках.
Вообще, "по классике", муза трагедии изображается в венке из плюща с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом - в другой. Но наша Мельпомена настроена более миролюбиво: меч она "сменила" на ветку южного растения. И не агрессивно, и о Донецке с его пальмой Мерцалова, опять же, напоминает.
С появлением Мельпомены на театре несколько подзадержались: по плану, фигуру должны были установить еще в августе. Однако фирма, взявшаяся отлить скульптуру, не выполнила заказ в срок.
Пусть и с опозданием, а Мельпомена все же заняла свое место на постаменте: в конце концов, что такое несколько месяцев задержки по сравнению с почти полувековым изгнанием?
Публикация из газеты "Салон Дона и Баса" от 19 марта, 2005 года