По части КИП и автоматики Сергей Колесниченко на донецкой шахте имени газеты «Социалистический Донбасс» отработал больше десяти лет. Потом стал… механизатором. Нет, к селу это отношения никакого не имеет. Это имеет отношение к театру. Да еще и к кукольному.
Как утверждают историки, первые упоминания о них относятся к третьему веку нашей эры. На Руси они появились в XVII веке и назывались Петрушками. Сами куклы бывают верховыми и низовыми, планшетными и теневыми, керамическими и… какими они только не бывают! Но чтобы свершилось чудо и они ожили, во всех случаях, оказывается, без механика не обойтись.
В Донецком театре кукол им и работает Сергей Колесниченко. В цехе, где готовят и сопровождают спектакли, делают для них кукол, у него свое место. На столах лобзики, фанера, особая гордость Сергея – станки, и новые куклы. Вот Медведь. Пока к нему не прикоснулась рука мастера – деревяшка деревяшкой, хоть и в расшитой рубахе. Но Сергей поколдовал над ней, нажал какую-то пимпочку – и Медведь открыл глаза, поднял лапу: «Привет, ребята!»
Кто не знает, скажу: любой театр – это как большой или маленький завод со своими цехами и участками. Например, в Донецком театре оперы и балета таких цехов до десятка и работает в них больше ста человек. В Донецком театре кукол – все в миниатюре. Цехов – один и работников в нем в десять раз меньше. В остальном никаких скидок и поблажек, все – как в больших театрах.
Взрослые в подготовительном цехе в куклы играют по-взрослому. Тут каждый – профессионал. В штате цеха под руководством художника-постановщика Леси Терновых (между прочим, она закончила ни много, ни мало – Киевскую академию искусств) работают швеи и модельеры, бутафоры и художники-декораторы, есть даже свой скульптор – Елена Перепелица, которая лепит кукол из глины. Признаться, взрослые они только в работе, а в жизни, поверьте, у каждого из них под подушкой – по книжке сказок.
– Или по книжке стихов нашего завлита – руководителя литературно-драматургической частью театра Светланы Куралех, – уточняет Леся Терновых. – Тут нам повезло: поэт, тем более детский и обязательно хороший, просто должен работать в театре. Кукол без любви не делают, и без стихов – тоже. Это вам и сам Буратино скажет, а Кот в сапогах и Баба Яга подтвердят.
Еще в конце прошлого века шахтер, Сергей Колесниченко сегодня по сути и главный конструктор, и главный инженер. Начальство, в общем. Это он должен предусмотреть в куклах те самые пимпочки, трости и гапиты, нажав или потянув за которые актеры на сцене оживят кукол и приведут в такой восторг зал, заполненный малышней, что хоть уши закрывай.
Да уж, у Донецкого театра кукол, как, впрочем, и у любого другого, публика особая. Никакой тебе чинности или хотя бы усидчивости. Приходят, вернее, приезжают сюда уже в грудном возрасте. Сам видел зрителя с соской во рту. За год театр обслуживает, слово-то какое корявое, до 15 тысяч юных зрителей. Это только в самом театре, а ведь нет недели, чтобы актеры не были на выезде – в детских садиках, школах, интернатах… Ставь птицу. Это еще больше 20 тысяч зрителей.
В нынешнем году театр завершает 83-й сезон. Хочешь не хочешь, появились у него и свои куклы-пенсионеры, как бы это странно ни звучало. С ними можно встретиться на импровизированной выставке в фойе театра. Их на сцене видели еще бабушки сегодняшних малышей. Кукольным пенсионерам повезло – они в фойе. Другим куклам повезло меньше: из-за дефицита места театр вынужден хранить их в своих подвалах, летом просушивать. А дни у нас солнечные далеко не все.
За долгие годы работы в театре Сергей Колесниченко на книжных развалах, базарах и ярмарках нашел всего пару брошюрок по кукольному делу. Дело-то действительно редкое – делать кукол. Однажды к нему в театр заглянули друзья-шахтеры. Признаться, готовы были если не поднять его на смех за выбор профессии, то уж точно подтрунить над ним. А посмотрели на его работы, оценили их, так и заговорили иначе. Попробуй в самом деле заставь Кота в сапогах бегать, песни распевать да еще царство для маркиза де Карабаса добывать.
Раскрою еще один секрет кукольников. Оказывается, частенько к куклам они делают дубли. Нужда, оказывается, в этом есть немалая: по ходу пьесы куклам некогда переодеваться, менять образ. Иногда куклы бывают перевертышами, им приходится даже летать. Из сказок они. Вот в чем дело. Зритель в зале и не подозревает, что в спектакле работает уже второй номер куклы, дублер. Вот чего никак не может позволить себе сам театр. У него просто нет и не может быть дублера, и свою историю он пишет только начисто. Что же касается подготовительного цеха, то один тут куклу лепит, другой шьет для нее костюмы, третий рисует, а четвертый такой механизм куклы может создать, что стоит только нажать в нем потайную пимпочку, как запоет и запляшет кукла, а живущий в цехе за шкафом ангел всех кукол видит и лично принимает работу у мастера Сергея Андреевича Колесниченко.
Справка
Донецкий академический областной театр кукол – первый в Донбассе и один из первых в стране. Театр расположен в Донецке в приспособленном помещении бывшего кинотеатра. Зрительный зал театра рассчитан на 356 мест. Кукольный театр в Донбассе появился по Постановлению Сталинского городского Совета от 1 декабря 1933 года.