Алла Ульянова о профессионализме актёра

Прима Донецкого республиканского академического ТЮЗа Алла Ульянова… Она яркая и стильная, все время на виду, о ней много говорят, пишет Донецкое Время.

Выходя из ТЮЗа после недавней премьеры с участием Ульяновой – спектакля «Скандал без антракта», – автор этих строк ненароком подслушала разговоры зрителей.

«Каков темперамент! А характер!» – делились впечатлениями поклонники театра об образе переводчицы Татьяны, мастерски сыгранной Ульяновой. А ведь пойди Алла Владимировна за мечтами юности, она преспокойно могла бы теперь быть моей коллегой-репортером и писать газетные статьи о мастерах театральной сцены. Как же все-таки здорово, что этого не случилось и судьба уготовила Ульяновой блистать именно на театральных подмостках, где ее талант и обаяние могут радовать нас, зрителей.

Алла Ульянова

Случайности не случайны

Отыскать в ТЮЗе гримерку Аллы Ульяновой не составляет труда. Нужно просто приглядеться, какая дверь распахивается практически все время, и смело переступать порог. Да-да, к нашей героине кто-то из коллег по цеху заглядывает постоянно: за профессиональным советом, в поисках креативной идеи, да и просто по-житейски поговорить.

В театре знают: Алла Владимировна не оставит один на один с проблемой, а еще – всегда будет говорить то, что думает. Подскажет, даст ценный совет и никогда не станет лукавить, оставаясь в любых обстоятельствах простой, открытой и объективной. Если есть за что – пожурит, покритикует. Случается, что и строго, но при этом непременно справедливо.

Эти твердость характера, искренность, способность отстаивать свое мнение ей передались от отца. Справедливости и правдивости во всем учил Аллу и Михаил Резникович, уважаемый педагог Киевского театрального института им. И. Карпенко-Карого, народный артист, заслуженный деятель искусств, художественный руководитель Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки. Уроки своего маститого наставника Алла Владимировна вспоминает едва ли не каждый день. Творческий посыл Михаила Юрьевича, его отношение к сцене, театральному искусству и тогда, и сейчас побуждают нашу героиню, не обращая внимания на усталость, постоянно работать над собой и впитывать, впитывать, впитывать...

Алла Ульянова

Глядя, как органично Алла ощущает себя в образах совершенно разных героинь, с какой творческой самоотдачей заглядывает вглубь каждого персонажа, Резниковичу тогда вряд ли приходило в голову, что в театр его перспективная ученица попала практически случайно. И хотя с самого детства в родной макеевской школе № 21 Алла была звездой всех творческих вечеров и театральных постановок, стать она все-таки хотела... журналистом.

– Я училась на подготовительных курсах факультета журналистики Ленинградского университета, – вспоминает Алла Владимировна. – И когда я уже собиралась отправляться туда сдавать экзамены, ко мне пришла подружка с предложением пробовать поступать в театральный. Не знаю, что нас подтолкнуло, но в итоге мы решились на этот шаг. С тех пор я не устаю благодарить судьбу за этот крутой поворот, за счастливую случайность, раз и навсегда изменившую всю мою жизнь. Не знаю, как мы выбираем профессию – интуитивно ли или по провидению, но мы обязательно должны использовать шанс, данный нам однажды свыше. Воспользуешься им – и будешь счастлив всю жизнь, понимая, что Господь вывел тебя именно на твой жизненный путь, на твою дорогу, идя по которой ты будешь самим собой. А значит, случайности на самом деле не случайны и я должна была стать актрисой, хоть сама до какого-то момента этого не осознавала.

Магия перевоплощений

После института Алла Владимировна несколько лет работала в Черкасском областном украинском музыкально-драматическом театре им. Т. Шевченко. В макеевском ТЮЗе наша героиня с 1986 года. За это время Алле Ульяновой удалось поработать со многими талантливыми режиссерами: Владимиром Московченко, Юрием Кочевенко, Арутюном Киракосяном, Нугзаром Лордкипанидзе, создать десятки самобытных, разноплановых ролей.

В кого она здесь только не перевоплощалась: и в Леди Мильфорд из «Коварства и любви» по Шиллеру, и в сваху Феклу Ивановну из гоголевской «Женитьбы», и в кормилицу из «Ромео и Джульетты» Шекспира, и в Бернарду Альбу из одноименной пьесы Гарсиа Лорки, и в Полину Андреевну из чеховской «Чайки»... Ее партнерами по сцене были заслуженные артисты Тамара Котова, Вера Кондратенко-Езжалова, Леонид Ландковский, Андрей Шинкаренко, Елена Кондрашкина...

Алла Ульянова

Зрителя не проведешь. Он всегда распознает притянутую, что называется, за уши эмоцию. Если происходящее на сцене сидящих в зале не трогает, если энергия, рожденная игрой актера, не доходит до самых глубин их сердец, то атмосфера таинства спектакля начинает рассыпаться. Алла Ульянова эти аксиомы общения со зрителем понимает, как никто другой. Впрочем, на спектаклях с ее участием в зале рождается необычайная магия. И берет она начало от трепетного отношения актрисы к каждой, большой и маленькой, своей роли.

О любой из своих героинь она могла бы рассказывать часами. До бесконечности описывать черты их характеров, добавляя к женским портретам ей одной известные штрихи, а потом, как самый настоящий психолог, пояснять, почему в определенных жизненных ситуациях они поступают так, а не иначе. Поэтому образы, созданные Ульяновой, никогда не затеряются в памяти поклонников театра – ни взрослых, ни юных.

Из актрисы – в режиссеры. И не только...

Уроки педагога Михаила Резниковича очень пригодились Алле Владимировне, когда в 2015 году макеевский ТЮЗ начал писать «послевоенные» страницы своей истории. В студенческие годы Михаил Юрьевич дал нашей героине базис знаний в режиссерском деле, и этими навыками пришлось воспользоваться, ведь только за последний год в качестве ассистента режиссера Алла Ульянова работала над восстановлением трех знаковых для ТЮЗа спектаклей: трагедии «Ромео и Джульетта», комедии «Скандал без антракта» и музыкальной сказки «Территории страха». Сценическая биография этих постановок прервалась из-за боевых действий: многие актеры, задействованные в репертуаре, уехали, и эти спектакли на макеевской сцене больше не ставились. Но теперь стараниями всего коллектива ТЮЗа в эти и во многие другие постановки вдохнули вторую жизнь.

Но это, к слову, не первый режиссерский опыт актрисы. Как постановщик она дебютировала в 2012 году, придумав с молодыми актерами спектакль «Гуманоид в небе мчится». Это была дипломная работа студентов студии «Отражение» при театре юного зрителя, которой заслуженная артистка руководит на протяжении 13 лет. В студии она нацеливает ребят на те профессиональные горизонты, которые когда-то открыл Алле Владимировне маэстро Резникович.

– Театральная студия «Отражение» – моя гордость, – делится Алла Владимировна.

– Там мы не только занимаемся непосредственно театром: ставим спектакли, даем благотворительные выступления, учимся сценречи, пластике. Я четко понимаю: не все ребята выберут в будущем профессию артиста, поэтому я в первую очередь учу их быть хорошими людьми – отзывчивыми, образованными, интеллигентными, понимающими красоту и умеющими быть честными перед собой. Эти качества пригодятся просто по жизни, не важно, сложится их актерская карьера или нет.
В этих простых словах, на наш взгляд, и открывается характер Аллы Ульяновой – актрисы и женщины, во всем стремящейся к гармонии.

– Было бы здорово, если бы все в этом мире занимались своим делом, были на своих местах, занимались любимой работой, – уверена Алла Ульянова. – Досадно видеть, когда случайные люди, ничего не смыслящие в том или ином деле, пытаются перекроить что-то красивое, созданное кем-то до них, на свой лад. Во всех сферах должен царить профессионализм, и, разумеется, театра это в первую очередь касается. Дилетантства и недальновидности (тем более в вопросах культуры и воспитания) быть ни в коем случае не должно. Еще очень ранит, когда слышу мнение, будто профессия актера легкая. Мол, артисту ничего не стоит выйти на сцену и сыграть. Поверьте, это не так. Все потому и кажется зрителю простым и талантливым, что на сцене он видит уже готовый продукт – до блеска отполированный, до мелочей продуманный и пережитый. А какая за этим стоит работа, сколько слез и нервов, никто не предполагает. Я все эти моменты ощущаю так остро, потому что театр для меня действительно смысл жизни. Это мир, в котором нет места лжи, только правда и бесконечный труд, которому нужно отдавать себя не по каплям, а целиком, без остатка. Тогда тебе будут верить. Это мой главный принцип, по которому я живу каждый день.

Ольга Зайцева

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк