"Скульптор Александр Порожнюк считает, что в Донецке есть масса мест, которые было бы хорошо украсить новыми памятниками" - пишет газета "Салон Дона и Баса".
Дончане любят украшать свой город к праздникам. Если не новыми памятниками, то кованными фигурами и всяческими архитектурными элементами. Порой это выходит настолько удачно, что места, в которых появляются скульптуры или иные украшения, становятся любимыми точками отдыха. Иногда происходит наоборот, и новый памятник вызывает лишь нарекания.
А как относятся к своим творениям сами донецкие скульпторы? Об этом рассказал один из них - Александр Порожнюк. Его работы известны практически любому дончанину. Он - один из авторов монумента Освободителям Донбасса, по его же проекту установлены памятники погибшим сотрудникам милиции, воинам, павшим в афганской войне, и другие. Тем не менее, к своему творчеству Порожнюк относится довольно сдержанно. Он утверждает, что особого восторга, глядя на свои творения, не испытывает: "Гораздо больше должны бы радоваться люди, которые строят дома, дороги хорошие..."
Лучшее - еще не сделанное
Из беседы с Порожнюком легко следует вывод: лучшая работа для него - та, что еще впереди. А впереди у скульптора - труд над памятником жертвам сталинских репрессий и голодомора, который должен появиться в Донецке уже в этом году.
Проект памятника представляет собой фигуру изможденного человека с поднятыми руками на фоне крестоподобной стелы. "Я эту тему понимаю так: наступил момент, когда всем нам надо сказать, что необходимо примирение, необходимо покаяние, - говорит Порожнюк. - Мы все небезгрешны. И еще неизвестно, как каждый из нас поступал бы в той ситуации... Поэтому я рассматриваю эту тему как акт покаяния, как напоминание. Был исторический факт, и его надо оставить в памяти как момент, который не должен повториться, который должен учить нас, как поступать".
"Чем парадоксальнее ход, тем интереснее в жизни"
Были в жизни Порожнюка и замыслы, которым уже не суждено воплотиться в жизнь. К таким относится один из вариантов памятника афганцам. Порожнюк утверждает, что он создал и более удачный проект, чем тот, к которому уже привыкли дончане. "Это была большая скала, олицетворяющая многое, - пояснил скульптор. - ...В данной ситуации она символизирует то, что нельзя было пробить. Было ясно, что Афганистан еще никто не завоевывал... Идея заключалась в том, что идет строй солдат в эту скалу. Один чуть-чуть заходит, один из них уже там, в камне, только затылок остался. Немного жутковато было бы, но это такая метафора: они уходят в вечность, они уходят в скалу, они уходят в то, что ничего не дает".
Есть и более "легкие" идеи. Например, Порожнюк признался, что хотел бы сделать для города памятник Бетховену. И даже придумал, где его установить - в сквере на улице 50-летия СССР. По его мнению, и улицу ради этого можно переименовать в "имени Бетховена". "Я стал приходить к такой мысли, что, чем неожиданнее и парадоксальнее какой-то ход, тем интереснее вообще в жизни, - посмеивается скульптор. - Если, конечно, оно не унижает чье-то достоинство. Если никому от этого не плохо - то почему бы и нет?"
Кентавр не устроил горком
Рассказал скульптор и о довольно анекдотичных случаях из своей творческой биографии. Так, с улыбкой он вспоминает историю о том, как еще в советские времена предлагал поставить скульптуру возле здания донецкого цирка. Она должна была изображать кентавра, на спине которого играла на дудочке девушка-циркачка. Эта идея не прошла из-за образа кентавра.
"Представьте себе реакцию инструктора горкома партии. А это, говорит, что такое? Ну, я ему говорю, что это из мифологии, кентавр. Он смотрит так, как будто я над ним издеваюсь. Есть лошадь, есть человек, а кентавр... Для него это, как несерьезный разговор".
Может, как раз из-за подобных случаев художник и не считает себя вполне состоявшимся автором - по его мнению, удалось ему мало. Но еще с тех пор скульптор убежден, что у каждого руководителя должен быть разумный советник по вопросам культуры. Хотя, по его словам, сейчас работать стало легче, и современный этап своего творчества скульптор называет "цветным". В отличие от прошлого, "черно-белого".
"Золотого Соловьяненко" могло не быть
Есть в Донецке памятники, вызывающие, скажем так, неоднозначные чувства у горожан. Один из таких примеров - монумент знаменитому оперному тенору, выходцу из Донбасса Анатолию Соловьяненко. С самого начала дончан смущала, в основном, позолота, которой было решено покрыть фигуру артиста. И теперь мы имеем в Донецке своего Элвиса, как его окрестили иностранцы, которые с первого раза не сговариваясь улавливают сходство. Оказывается, этот памятник имел все шансы выглядеть совсем иначе. В варианте Порожнюка, вид этого монумента предполагался совсем иным. На его эскизе Соловьяненко смотрелся скромно и более привычно для зрителей. Скульптор собирался поставить памятник на небольшую сцену, окружив ее, как занавесом, полукругом белых аркад.
По мнению Порожнюка, в данном случае решалась и "большая архитектурная задача" - создание образа театральной площади. Аркады давали бы большие возможности для удачной подсветки памятника, а на сцене рядом с фигурой Соловьяненко можно было бы проводить небольшие концерты.
Почему такой вариант не был утвержден, Порожнюк объяснить не смог - он не присутствовал в момент принятия окончательного решения. Дело объяснялось просто. Автор принятого проекта - один из зубров донецкой "культуры". Поэтому неудивительно, что после публикации сокращенного варианта беседы Порожнюка в донецкой прессе, испуганный ваятель звонил в редакцию "Салона Дона и Баса": его проект памятника жертвам голодомора и репрессий должна была утверждать комиссия, возглавляемая именно этим "зубром"!
Не смотря на все эти "околокультурные" дрязги, Порожнюк до сих пор уверен, что предложенный им вариант был лучшим. "Я не против золотой фигуры - она может стоять в любом саду, частном... - охотно соглашается скульптор. - А так получается издали, что силуэт непонятен, непонятно, кто это стоит... Я вообще удивляюсь, как родственники на это согласились. Если бы он представлял семью цыганского барона, - это да, это то, что надо. Но когда скромный человек в жизни, гонимый в своем театре - и вдруг такая помпезность..." Кстати, по утверждению Порожнюка, установка аркад и пьедестала в виде сцены обошлись бы дешевле, чем позолота на нынешней скульптуре.
Комментарии
Скульптор - интеллигент во всех смыслах
рад, что в разведку с ним не идти, он тоже должен быть этому рад
ЗЫ Афганистан завоёвывали все, кому это на данный момент было нужно