Выборы, будь они неладны, почти позабыты. Но они укрепили в нас, дончанах, стойкое ощущение, что нас не любят. Практически никто и нигде, а особенно за Западной Украине, с которой мы слишком уж "раскололись" в плане политических пристрастий.
Это даже сродни комплексу. Ну, а с комплексами следует бороться. Надеясь сделать это, "Салон" обратился к людям в разных областях (преимущественно западных) нашей большой страны с простым вопросом: за что не любят "донецких"? Обратились, в первую очередь, к журналистам, которые как никто в курсе настроений общества и человеческих мнений. И с трепетом ожидали ответа, гадая, по какой причине нам "поднесут гарбуза" - по украинской традиции, самый выразительный символ антипатии.
Ну а в том, что "гарбуз" будет, мало кто из коллег по редакции сомневался.
Столица есть столица - жители любого главного мегаполиса любой страны относятся к пришлым настороженно. Вопрос только в качестве и степени этой настороженности.
Известно, что киевляне - люди в общем незлобивые, хотя и языкатые. Но сами понимаете, предшествовавшее выборам "пришествие дончан" не могло не взбудоражить тамошнюю общественность. В это бурное двухлетие стали рождаться анекдоты о киевлянах, которым необходимо съездить в Донецк за хомячком, чтобы в семье был кто-то донецкий. Дончане вяло отбрехивались: "Не нравится - езжайте в свой Днепропетровск".
Напористый, хамоватый стиль поведения наших земляков, ринувшихся в Киев "за орденами" в таком количестве, что на киевские поезда стало невозможно достать билеты, вызвал ответную реакцию - скрытую или, наоборот, явную нелюбовь.
Иногда столичные таксисты, узнав о твоей донецкой прописке, ломили двойную-тройную цену, бормоча: "Понаприезжали, жизни от вас нет". В столице все вообще видится ярче, потому и революции устраивают именно в них. Уже явно было заметно, что киевляне нарисовали для себя два типа дончан: которые "приехали к ним" (плохие) и которые "остались дома" (нормальные). А потому мой еще армейский друг, ныне руководитель столичной адвокатской компании, без всякой задней мысли рассказывал мне анекдоты о моих земляках и матюкал "этих донецких". Я его почему-то понимал. Не спорил с ним. И, наблюдая за тем, как стремительно утекают "наши" в Киев, утешал себя: "Ну хоть тут спокойней жить станет, поменьше будет "Ягуаров", несущихся на красный со скоростью гоночного болида".
Но вот когда действительно грянула революция, донецких в Киеве стали не любить всех без разбора. И мой друг, прицепивший к антенне своей машины "помаранчеву стричку", уже перешел на слово "ваши" - опять-таки, безо всякой злобы ко мне лично.
Знакомый моего начальника, тоже выходец из наших краев, пять лет раскручивающий в Киеве Интернет-проекты, после победы Ющенко звонил бывшим землякам и издевательски кричал в трубку: "Ну как мы вас, донецких, сделали?"
Только вот что интересно: набить морду таксисту, спросившему дорогу на Донецк, или отметелить в подземном переходе пацанов из Краматорска за их бело-голубые шарфики киевляне могли запросто. Но кого я ни спрашивал: "За что не любят донецких?" - никто ничего вразумительного ответить не смог. О чем это говорит? Как по мне - о том, что конфликт "Киев Д онецк" создан искусственно, высосан из пальца. Милые бранятся - только тешатся.
"Місто Лева" всегда служило источником стереотипов для обитателей Донбасса. Вам могут рассказать крайне полярные истории о том, как одного там встретили с распростертыми объятьями, а второго чуть ли не расстреляли злые "бандеры". По своему собственному опыту скажу, что более тактичных и внимательных людей, чем во Львове, я не встречал нигде. Дураков, понятное дело, везде хватает, но во Львове они как-то малозаметны, особенно в сравнении с нашим родным городом.
Львовяне имеют одну слабость - они любят пофилософствовать о жизни. Постоянный автор "Салона", политолог Тарас Батенко, не исключение. Рассуждая о восприятии "донецких", он подчеркнул, что главное - как говорят у нас, "разобраться по понятиям". То есть разделить такие вещи, как "элита", "политический клан", "политические группировки" - и понятие "дончане".
От имени своих земляков Тарас высказал предположение, что причина "невосприятия" донецких - только в том, что Донбасс - исторически очень криминализированный край. По крайней мере, его таким привыкли воспринимать. Хотя в целом на бытовом уровне "пересичный" западный украинец относится к восточному абсолютно нормально. Тем более что наши школьники традиционно ездят во Львов на каникулы. И потом переписываются с новыми друзьями, совершенно не употребляя в своих письмах уголовной лексики. В итоге культурный конфликт между регионами потихоньку стирается.
Но и среди взрослых Тарас не видит проблем во взаимопонимании, даже несмотря на разные языковые предпочтения. "Как-то приехали донецкие шахтеры пикетировать Верховный совет, в начале 2002 года, и к ним вышел Ющенко - тогда он просто руководил фракцией "Нашей Украины", - рассказывает Батенко. - Он представил им Петра Олейника, который был мэром шахтерского Червонограда, представил как "брата по разуму", и они сразу нашли общий язык. Ваши ребята еще говорили, что так Ющенко всех шахтеров сагитирует".
Ну и, конечно, не надо забывать о куче договоров о сотрудничестве в разных сферах, подписанных в разные годы между Львовской и Донецкой обладминистрациями. К большинству из этих соглашений приложил руку Виктор Янукович. И он же приглашал львовскую делегацию к нам в гости на памятную дату - годовщину смерти Тараса Шевченко. Тоже стирал культурный конфликт.
Впрочем, судя по выборам, прошлого ему львовяне все же не простили.
В городе с "неповторними вулицями", как называют Ровно, мы обнаружили повышенное чувство справедливости и сострадания. А как иначе воспринимать тот случай, когда члены УНА-УНСО после поездки в Донбасс проводили гражданскую инициативу "Протягнемо руку допомоги донецьким братам".
Впрочем, так и не удалось узнать, чем же эта акция закончилась. Как рассказал корреспондент газеты "Рівне вечірнє" Сергей Штурхецкий, у населения города вообще нет проблемы нелюбви к донецким. И уж тем более никто никогда не хотел "обнести колючей проволокой и сжечь" Донбасс. А что же есть? А есть совершенно неожиданное чувство - ровенчанам нас по-хорошему жалко. Многие из тамошних жителей во время выборов были наблюдателями в небольших городах Донецкой и Луганской области, и по словам Сергея, "они увидели, что уровень жизни у людей очень низкий, нет работы, и многие вынуждены уезжать на заработки в Россию. Особенно поразило, что в целых городах нет горячей воды, отопления, очень плохо развита инфраструктура, малый бизнес... и даже в кафе кормят как-то не так".
Более того, ровенчане сильно переживают, пытаясь понять: куда делись деньги, направленные в рамках государственных программ на возрождение Донбасса. Им больно было слышать, как во время выборов распространялись байки о том, что шахты в Донецкой области закрыл Ющенко. И, продолжает Сергей, те, кто был вынужден отрыть себе нелегальную шахтенку и платить за нее местным бандитам, в эти байки верили. "Были популярны рассказки, что приехали "донецкие", что-то купили, кого-то задавили. Но гораздо более распространено мнение, что у вас плохое экономическое состояние, что Донбасс все-таки получает из бюджета много денег, но там неэффективно ведется хозяйство", - объясняет Штурхецкий.
А еще ровенчане категорически не могут в нас понять неприятия всякого инакомыслия. Они уверены, что здесь любое слово "поперек" вызывает жесткую ответную реакцию, доходящую до террора. "У нас такого никогда не бывает!" - утверждают ровенчане. Здесь-то, прямо по понятию толерантности, и проходит линия разлома между нашими регионами. Иными словами, нас считают изрядными хамами, но готовы пожалеть. Желаем ли мы принять эту жалость - вот в чем вопрос!
А на Ивано-Франковщине и вообще думают, какую им провести акцию, что сделать, чтобы восточные украинцы перестали думать, что их не любят. По словам журналиста газеты "Коломийський вісник" Любомира Грицака, "мы даже были рады, когда приехали к нам наблюдатели с Луганщины, их хотели как можно лучше встретить, согреть. Мы относимся к вам как к обычным украинцам".
Конечно, слухи о каких-то донецких "распальцовщиках", которые покупают предприятия и земли, здесь тоже имеются, но франковцы убеждены: есть обычные люди, а есть бандиты, которые кочуют по стране и мешают всем жить. Насчет "обычных людей" удалось выудить характерный донбасский стереотип: шахтер - это человек, который вылез из шахты, выпил бутылку водки, лег спать, а утром - снова в шахту. Кроме работы, он ничего не видит, а зарплату начали платить только в последние два года. Судите сами, насколько это соответствует истине.
На уровне обычных франковцев по отношению к дончанам нет никакой настороженности, разве что интерес к человеку "оттуда". "У меня жена работала головой участковой комиссии, к ним хлопцы приехали из Луганска и думали, что они там работают в шахтах, а мы тут никто ничем вообще не занимается, бедно живем, - рассказывает Любомир. - Когда они увидели, что жизнь не такая уж и плохая, в каком состоянии наши улицы, города, в каких домах люди живут - они были вообще шокированы. А у нас вот не понимают, как у вас многим можно так бедно жить. Мы готовы даже оторвать у себя кусок и отдать вам".
Опять жалость. Черт возьми, это уже начинает утомлять! Или все-таки нам хочется, чтобы Запад Украины нас пожалел? Может быть, именно в этом - путь к взаимопониманию?
Заметную невооруженным глазом неприязнь лучан к русскому языку, которую автоматически принимают на себя его носители с Востока Украины, политолог Олег Кэрбалай объяснил просто:
"Понимаете, и моих бабку с дедом когда-то вывозили в Сибирь потому, что они не хотели говорить по-русски, когда представители московские приехали и заставляли всех это делать. И потому у нас вся неприязнь направлена туда, в сторону Москвы. Но не на Восток Украины! Политические силы хотят поссорить Донецк с Западной Украиной. Но у нас нет к вам злобы, как нет и бендеровцев с автоматами под каждым кустом".
Жители Луцка и окрестностей, по словам Олега, очень эмоционально высказывались по поводу тех телеканалов, которые в угоду политическому моменту показывали "звериный оскал Донецка". Есть и другое. "Когда приезжают люди и начинают рассказывать что-то типа "Донецк наш, мы сами по себе, нам вас не надо", мы видим в этом попытку разделить Украину, и потому конкретно к этим людям у нас отношение соответствующее. А в общем против Донецка мы ничего серьезного не имеем, все говорят только слово "Москва", под давлением этого слова и создавался конфликт, - отметил Кэрбалай. - На бытовом уровне мы сталкивались с вашими наблюдателями, и мне кажется, они были в восторге, потому что мы старались поделиться своим теплом".
Лучанин припомнил события на Майдане незалежности в Киеве, когда он сам принимал участие в сборе денег для тех дончан, кто не мог уехать домой. И подытожил: мы живем в одной Украине и не хотим отдавать ее кому-то постороннему.
В общем, если мы не хотим присоединяться к Российской империи, бояться Луцка нам нечего!
Наверное нет в Украине другого такого города, где демократия даже в самые недемократические времена новейшей истории перехлестывала через край. А потому его жители очень близко к сердцу восприняли появление у них во время избирательной кампании "летучих бригад" из Донбасса, которые решали разные политические вопросы (типа прекратить деятельность "оранжевого" палаточного городка) без всяких там дискуссий. Главный редактор газеты "Нова доба" Сергей Томиленко припомнил также собирательный образ донецких бизнесменов: наглые, нетерпимые к людям, повсюду выставляющие напоказ свою "крышу".
Простых дончан черкащане понимают весьма специфически. "Кажется, что люди у вас не живыми проблемами живут, а политизированы больше, чем мы, что у них в голове российская политика, политреформа, федерация, и пр. Много таких терминов употребляется вашими простыми людьми, будто они не живут реальной жизнью, - заметил Сергей. - Мы видели по вашему телеканалу, что у вас люди очень агрессивно ведут себя - по крайней мере те, кто в камере. До такого уровня дискуссий, когда кричат, кидаются с кулаками, когда брань, матюки, у нас не доходит". "Не принимаю, бо не нравится", - это по-черкасски. Но вместе с тем в Черкассах уверены, что в этой своей агрессии мы и не виноваты вовсе - просто в Донецкой области подавалась негативная, искаженная информация, у людей искусственно формировались простые ответы и воспитывалась ненависть к представителям некоторых регионов Украины. Впрочем, заверил Томиленко, это в прошлом, а вообще - пожалуйте в гости. И замечательно! Непременно поеду - край-то чудесный. Тем более, что, кажется, агрессию по "нашему телеканалу" я-то не демонстрировал никогда...
В Сумах, в отличие от других городов и областей нашей страны, "донецких" именно не любят. Очень не любят. Местами даже ненавидят. Но антипатия эта распространяется исключительно на две сотни наших земляков, которых привез с собой Владимир Щербань после назначения его сумским губернатором. Не любят также (и особенно!) самого Щербаня.
Как говорит заместитель главного редактора сумской газеты "Данкор" Юрий Николов, "с 1999 года, когда Щербаня сюда назначили, приехали около 200 уроженцев Донбасса, которые заняли абсолютно все ключевые посты в исполнительной власти и правоохранительных органах. По-моему, только пограничники и пожарные сохранили свои управленческие кадры. У нас не любят конкретных, персонифицированных дончан и их стиль руководства, то, что они контролируют в некоторых районах все, вплоть до районных санстанций, весь бизнес. Но говорить, что не любят вообще жителей Донбасса, было бы сильным преувеличением".
В общем, приедь ты в Сумы, встань на центральной площади, и заори во всю мощь шахтерских легких: "Я из Донецка!" - никто тебе лично слова дурного не скажет. Зато с удовольствием поведают о переделе собственности, который резво учинили твои земляки, обо всяких там угрозах в адрес руководства завода резинотехники и все в таком духе. И знаете что, дорогие друзья? А вот что: по поводу массовой поддержки Виктора Януковича дончане имели горячее понимание и поддержку сумичей. Знаете почему? А потому, что Виктор Ющенко - их земляк, и они понимают как никто: поддержать земляка - святое дело. Они - за Ющенко, мы - за Януковича, и это не то что нормально, а просто естественно. И почему к нам по поводу поддержки Януковича прицепились, сумчане решительно не могли понять.
Резюме простое: езжайте в Сумы и чувствуйте себя как дома. Только не признавайтесь в симпатиях к Щербаню и антипатиях к Ющенко.
После разговоров с коллегами из регионов в голове возникает некоторая каша. Уже и самому кажется, будто в Донбассе параллельно живут совершенно разные люди. А может, так оно и есть?
Может, в самом деле есть "донецкие пацаны", вызывающие всеобщее раздражение - и есть остальные, вызывающие всеобщую жалость? Может, это в самом деле правда. Или часть ее. Но что бы ни представлял собой Донецк в категориях "хороших - нехороших", правда заключается в следующем.
Куда бы ты ни приехал, если ведешь себя нормально, не хамишь людям и умеешь улыбаться, слушать чужое мнение, никто и не подумает причислять тебя к "козлам". Хотя обязательно спросят о них, о том, как тебе ТАМ живется. Откуда взялось слово "ТАМ" - отдельный разговор. Но прекратите думать, что вас не любят только потому, что вы из Донецка. Будьте людьми - и вас встретят добрым вином да душевным разговором, но никак не гарбузом.