В связи с выходом Аватара и целой серии фильмов, снятых в 3D, поступают вопросы: «Что лучше: Аймакс или 3D и чем они отличаются?», «Есть ли в Донецке Аймакс и что это такое?», «Почему в Донецке нет Аймакса» или «Мне сказали, что Аймакс круче 3D, я хочу Аймакс, а вы говорите, что его нет».
Поэтому решено написать нечто вроде примитивного ликбеза. Для тех, кто серьезно интересуется технологией Imax/Аймакс и ЗD/стерео, этого текста будет недостаточно. Нужно читать специализированную литературу. Ну, они таких вопросов и не задают.
3D или стерео
Технология 3D придумана давно и ею пользуются повсеместно. В связи с кризисом киноиндустрии, она практически перестала применяться по причине высокой стоимости пре и пост, а также самого продакшна, то есть производства кино.
Технически, конечно, произошел прорыв в последние годы, радикально снизился вес съемочной камеры, наладился процесс перегона двумерных фильмов в трехмерные, усовершенствованы объективы. Не последнее слово сыграл и сам Камерон с бриагдой матерых сподвижников.
Советское стереокино это как раз и есть 3D, только чуть в профиль. Модное название 3D происходит от Third Dimension, то есть третье измерение и есть результат умелого маркетинга. Кому интересно ходить на какое-то ветхое стерео-кино, если можно пойти на модное и ранее невиданно 3D? Соответственно, все фильмы, которые сняты в двумерном изображении, именуются как 2D. Некоторые видели даже видели и продолжают видеть 1D и 4D фильмы, но это не может продолжаться долго. И одних очков для этого недостаточно. Тут даже не в очках дело.
Если кто обратил внимание, то в давние времена стереоочки были с разноцветными стеклами, бумажные и выдавались навсегда, а сейчас стекла одного цвета, многоразовые и дорогие. Те очки, из тоталитарного прошлого, просто отфильтровывали нужные цвета и легко обманывали мозг, который через 30 секунд начинал интерпретировать картинку так, как было нужно создателям фильма. Потому после этих стереочков голова не болела, но какое-то время после сеанса могла быть нарушена цветопередача и кровавые упыри в белых халатах за руль копеек и москвичей садиться не рекомендовали.
Нынешние очки будут подороже, потому что они поляризационные. Есть чуть подороже и есть сильно подороже. Те, которые в кинотеатрах в основном линейной поляризации, что можно проверить наклонив голову: после смещения угла стереоэффект теряется. Те, которые продаются с видеокартами дорогими, будут еще дороже и там эффект за счет круговой поляризации. Иногда их и в кинотеатрах применяют тоже.
Imax/Аймакс
В Аймаксе можно смотреть и 3D, и 2D фильмы.
Технология Аймакс или Imax придумана за рубежом, в Канаде. Название происходит от английского Image maximum, то бишь нечто вроде «очень большая картинка». Однако это не только и не столько картинка. Это целый комплекс.
Во-первых, это большой, немного вогнутый экран, чей стандартный размер 22 метра на 16 метров, то есть почти квадратный. Именно на таком экране я смотрел фильм про сокровища Нила или что-то типа того в городке Брэнсон, штата Мизури. Родном городе Брэда Питта, если кому интересно. В Украине уже есть первый и единственный Аймакс – в Киеве, на Петровке в Блокбастере, где я смотрел первый раз «Аватар». Правда, там как и часто бывает вна Украине, всё чуть-чуть не так, как по рецепту положено и потому размер экрана по ширине выдержан, а вот по высоте - меньше: 22 на 12,5 метра. Видно денег не хватило.
Во-вторых, это шикарный звук и обязательно два мощных и дорогих проектора, способных засветить, как говорят киношники, огромный экран. В Киеве, когда идет 2D-сеанс, то продают 326 билетов, а если 3D-сеанс, то всего 278, потому как на первых двух рядах стереоффекта не достичь – расстояние от экрана до кресел, чуть меньше, чем нужно.
Огромный экран, охватывающий зал мягким полукругом, и объемный звук создают эффект присутствия, который крышесрывающим образом действует на незамутненные души современных эльфов, зависших в отрочестве. Я сам был в невыносимом восторге.
В Донецке
В нашем городе нет ни одного кинотеатра с технологией Аймакс. Еще раз повторяю: в Донецке нет Аймакса и если будет, то очень не скоро! Все слухи, все публикации прессы, все перепечатки и сообщения на сайтах - чушь, не верьте. Как человек, который проработал в этой сфере не один год, замечу, что вряд ли это было спланировано, но не исключаю, что слухи о том, что в Мультиплексе есть Аймакс тоже результат умелого маркетинга.
Почти уверен, что началась история эта с того, что или менеджер по рекламе, или по развитию местного Мультиплекса ляпнула одной из журналисток местной же ежедневки про Аймакс. Обилие неквалифицированных работников на ключевых должностях погубит эту страну. Обе девочки слышали про эту технологию краем уха – как впрочем и я – однако порыться в Сети или позвонить людям, которые разбираются в вопросе, ни у них, ни у редакторов, видно не поднялась рука.
В кинопалаце Звездочка в зале на 298 мест можно посмотреть как фильмы в 2D, так и фильмы в 3D.
В кинотеатре имени Шевченко, где сегодня работают два зала на 242 и 318 мест, также можно посмотреть кино как в 2D, так и в 3D.
В кинотеатре Мультиплекс, где в наличии пять залов, посмотреть 3D тоже можно – в большом, который на 280 мест.
Есть еще небольшой кинотеатр Донецккиновидеопроката по проспекту Ватутина, который был первым в городе, который открыл 3D зал.
Возможность получить свой Аймакс у Донецка есть. Хорошо известный в узких кругах Мохаммед Захур, бросивший вырученные от продажи металлургического бизнеса деньги в медийные активы, собирается строить три кинотеатра: в Одессе, Днепропетровске и, конечно, Донецке. В Одессе по слухам Аймакс будет, в Днепре и Донецке к строительству Аймакса не приступали, но опять же слухи – обнадеживающие.
Нужно понимать, что все эти 3D и прочие Аймаксы это попытки киноиндустрии выжить. Ведь не случайно тихой сапою по всему миру уже построены 398 кинотеатров Аймакс и строится еще целая группа. Аватар это первая ласточка, известная широкому зрителю, но далеко не самая первая.
Демонстрация фильмов 3D и непередаваемые ощущения позволяют не только поднять сборы, но и дать жестокий отлуп пиратствующим элементам из числа подростков. Это прекрасно видно по бокс-оффису Аватара. Цепочка фильмов, брошенных следом за детищем Камерона, вряд ли будет столь успешной: нужны время, деньги и сноровка снимать такое кино. Кинотеатры уже есть.
Комментарии
"первая-первая"
а ведь в детстве я блистал такими рифмами :)
в известном дурью каждого месте отзывы граждан после просмотра экранки "2012" читал, помнится, утирая холодный пот!!
Юмор? Понимаю! (с)
Повторюсь. В "Комсомольце" именно в детстве (ну хорошо, в подростковом возрасте :) и именно поляризованые очки. "Доктор, что не так?"
Есть кто-то, кто может подтвердить или опровергнуть? :)
В СССР была система объемного кино "Стерео-70". Из описания
И еще: здесь - аннотации фильмов. Я, лично, ходил на "Похищение века"
википедия? :)
И еще - насчет вогнутого экрана. Как-то давно в журнале "Наука и жизнь" было про дальнейшее развитие кинопоказа. И было именно предложение заменить широкоформатный экран вогнутым. Даже было показано - какой процент зрачка какой экран перекрывает. В общем - как всегда. Придумываем много, но не реализовываем и, похоже, даже не патентуем. После чего покупаем свое за границей. С наскока вспоминаются свечи Яблочкина и крышка-"чебурашка"
Автор не раскрыл главную интригу: является ли фильм про Алису Селезневу Аймаксом или это легкое порно?
Ну, кто-то видел камрада в поляризационных очках в Комсомольце, а то мне кажется он сильно переживает не привиделось ли ему это?
Не помню про крышку чебурашку.
Ходил в Сочах на "Она с метлой, он в черной шляпе". Стекла в очках разных цветов были - одно красноватое, другое фиолеватое ;)
Так и должно было быть.
Из того, что я помню - точно смотрел ленту Шутки в сторону (это из вот этого линка на список фильмов в стерео)