Никого не удивить, что в Крыму снимали самые географически отдаленные от него территории и даже неизведанные планеты. А вот чтобы в Донецке изображали Москву – редкий случай в истории кино. Я, во всяком случае, нашел единственный прецедент. Это мистический 8-серийник «Крест в круге», сработанный в 2009 году, пишет известный донецкий журналист Руслан Мармазов.
Часть ленты создавалась в столице, например, в кадр попали узнаваемые башенки Новодевичьего монастыря. Хороший кусок сей запутанной и таинственной истории отсняли в Узбекистане. Но главные сцены, в отеле, вокруг которого закручен весь сюжет, сделали в Донецке, непосредственно в «Донбасс Паласе».
По идее это московский отель «Амбассадор» с дореволюционной историей, обновленный турецкими мастерами и доведенный до уровня 5 звезд уже в новейшее время. В фильме присутствуют фрагменты, где титры «Москва. 1995 год» наложены прямо на изображение «Донбасс Паласа».
Мне, конечно, сложно судить о нравах, царивших в 5-звездочных отелях Москвы в 1990-е, но я какое-то время не мог избавиться от дискомфорта при просмотре фильма. «Донбасс Палас» мне отлично известен, был период, когда я там проводил времени чуть не больше, чем дома. И вот я вижу знакомые интерьеры, лифты, рояль в лобби-баре, ощущаю даже атмосферу умиротворения… Но на этом фоне – дикие порядки дешевого шалмана на албанско-македонской границе. Всем заправляет начальник охраны, подчеркнуто хамовитый и коррумпированный полковник в отставке, кругом шлюхи, поборы, откаты братве. Ну, не знаю, не знаю…
Возможно, именно поэтому первые эпизоды картины дались тяжело, я даже засомневался, что хватит сил на 8 серий по 52 минуты каждая. Потом, нет, втянулся в интригу, досмотрел до конца. К тому же радость наблюдать красоту «Донбасс Паласа» перебивает некоторые шероховатости творческого вымысла.
Некоторые съемки проводились и на улицах Донецка, но в непосредственной близости от «ДП». К тому же оказалось, что верную натуру нашли в общагах политеха. Этого отождествить, увы, не смог, моя юношеская стихия – общежития универа.
Еще один донецкий штрих фильма связан с маленькой, но яркой ролью барменши Ирины. Которую исполнила звезда местного телеэфира Виктория (Витаминка) Степанова.
Она дважды появляется на экране. Сначала ее лениво, для порядка, что ли, кадрит начальник охраны. Барменша мило улыбается, но решительно отклоняет сомнительную перспективу. Второй раз Ирина-Виктория идет на должностное преступление и наливает охранникам коньяку в чайник во время «отвальной» главного героя. Сцены сняты, соответственно, в барах первого и второго этажей отеля…
В центре внимания – судьбы нескольких поколений семейства историка Вадима Григорьева (Алексей Морозов), отправившегося в отель работать охранником от безденежья исключительно.
Его предок, как оказалось, барон и хозяин «Амбассадора» еще при царском режиме был проклят восточной красоткой, с которой он поступил бесчестно. Та от горя и, видимо, по природной своей склонности превратилась в зловещую ведьму и заковала всех бароновых отпрысков в круг, разорвать который можно только крестом. На этой символике все и построено в фильме.
Нет, это не Стивен Кинг, конечно, но любопытных для любителей нервного кино моментов с фатальными пророчествами (сбывающимися, само собой), светлыми надеждами (разбивающимися в труху о трагедии), с балансировкой на грани безумных видений и реальности хватает.
Григорьев подспудно чует, что как-то он с этим отелем связан. Что с ходу подтверждается эпизодом, когда в шикарном зеркале рядом с отражением историка-охранника возникает он же, но в энкавэдэшной фуражке и со старлейскими «кубарями» в петлицах.
Оказалось, это его дед, тоже Вадим Григорьев, которого убили в «Амбассадоре». В том же 215-м номере должны были грохнуть и Вадима-младшего, но ему на выручку пришла подруга сердца, ловкая девушка Лика Бесараб (Наташа Швец) из Приднестровья, исхитрившаяся по ходу действия «кинуть на бабки» бандитов и на вырученные средства купить себе газету.
Да-да, такой реалистичный поворот. Впрочем, сериал же мистический… Главный персонаж получил шанс вступить в наследство и завладеть отелем. Но отказался это делать! Что и стало крестом, разорвавшим круг.
Подруга, кстати, приняла весь его бред о средствах борьбы с проклятиями, и жили они долго и счастливо. Скорее всего…
Если бы даже и хотел умолчать, то не смогу. Есть в сериале два персонажа особо симпатичных, по причине актерского обаяния.
Рустам Сагдулаев, знаменитый Ромео из фильма «В бой идут одни старики», исполнил роль добряка Максуда, который в годы войны усыновил кучу детишек, оставшихся без родителей, включая отца главного героя.
Юрий Кузнецов (Мухомор из «Улиц разбитых фонарей») с повязкой на глазу сыграл преподавателя словесности, которого благодарные воспитанники окрестили Циклопом. Правда, оба трудились в узбекской части саги.
Кстати, а знаете, почему для съемки избрали «Донбасс Палас»? Режиссер Дмитрий Федоров констатировал, что тут «отлично передается атмосфера роскоши». С чем сложно спорить.