В понедельник 14 марта на здании донецкого драмтеатра появился новый архитектурный изыск: теперь фронтон украшает бронзовая фигура музы трагедии - Мельпомены.
Главный архитектор проекта реконструкции театра Владимир Бучек рассказал, что скульптура на здании театра упоминалась еще в архитектурном проекте 1958 года. Однако когда театр в 1961 году сдали в эксплуатацию, о фронтонной фигуре напоминал только постамент на крыше. Скульптура, скорее всего, пала жертвой постановления ЦК КПСС "Об архитектурных излишествах", которое вышло как раз в конце 50-х. Тогда пострадали многие здания, фасады которых приводились в соответствие с канонами соцреализма.
Когда же три года назад реставрация театра только затевалась, у городских властей возникла идея заполнить пустующий постамент в верхней части фасада. Инициировал идею мэр Донецка Александр Лукьянченко. Правда, установить, какая именно скульптура должна была изначально венчать здание, не удалось.
"Мы связались с московским институтом проектирования театров, который работал над проектом нашего театра, - рассказал Бучек. - Однако там нам ответили, что эти документы не сохранились".
Поэтому пришлось выбирать персонажа самостоятельно, и в итоге остановились на Мельпомене - древнегреческой музе трагедии. Над фронтонной фигурой работал донецкий скульптор Юрий Балдин, один из авторов монумента "Освободителям Донбасса". Его Мельпомена имеет высоту 3,5 метра (такого же роста и скульптура Сергея Бубки перед РСК "Олимпийский") и на сегодняшний день является самой крупной фронтонной фигурой в Донецке.
Высоту скульптуры определило не желание побить рекорд: архитекторы вычисляли ее размеры исходя из пропорций всего архитектурного ансамбля. А весит изящная муза трагедии в бронзовом воплощении около тонны.
Донецкая Мельпомена среди сонма своих сестер узнается легко - по пальме. Вернее, по пальмовой ветви, которую она держит в руках. Вообще, "по классике", муза трагедии изображается в венке из плюща с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом - в другой. Но наша Мельпомена настроена более миролюбиво: меч она "сменила" на ветку южного растения. И не агрессивно, и о Донецке с его пальмой Мерцалова, опять же, напоминает.
С появлением Мельпомены на театре несколько подзадержались: по плану, фигуру должны были установить еще в августе. Однако фирма, взявшаяся отлить скульптуру, не выполнила заказ в срок. Но хоть и с опозданием, а Мельпомена все же заняла свое место на постаменте: в конце концов, что такое несколько месяцев задержки по сравнению с почти полувековым изгнанием?