Поход персидского царя Дария I на скифов

Дарий предлагает Иданфирсу покориться или сразиться с ним, находясь на распутье, обдумывая и не зная, куда же двигаться дальше, на север или на восток. И совершенно великолепен ответ Иданфирса, как бы подсказывающий ему, что скифские племенные святыни — могилы Герроса — совсем уже рядом, в пустынных местах Меотиды, и тем самым заставляющий Дария двигаться дальше на восток по намеченному маршруту.

Поход царя Дария на скифов

Дарий увеличивает скорость передвижения до 50 км в день и в течение последующих 6 дней, двигаясь вдоль северного побережья Меотиды, пересекает несколько рек, и в том числе р. Лик (Кальмиус), и выводит главные силы персидского войска к реке Оар (Миус, где и останавливается). Идентификация рек Лик и Оар соответственно с Кальмиусом и Миусом подтверждается выполненными расчетами, согласно которым войско Дария преодолевает за 6 дней еще порядка 300 км пути (50x6 = 300 км) или 270 км по прямой (270x1,10 = 297 км) на географической карте, приводящей нас к крупнейшей приазовской р. Миусу.

Дарий I (др.-перс. Дараявауш, что означает «Держащий добро», «Добронравный») — персидский царь, правил в 522 — 486 годах до н. э. Представитель младшей линии Ахеменидов, сын Виштаспы (греч. Гистаспа). Дарий был провозглашён царём заговорщиками после убийства Гауматы. По вступлении на престол ему исполнилось 28 лет. Для окончательного закрепления своих прав на царскую власть Дарий женился на дочери Кира II Атоссе.

Таким образом, на 21-й день похода по территории Скифии авангард персидского войска, представленный в основном кавалерией, достиг реки Оар (Миус), и Дарий приказал остановиться. Собственно говоря, Геродот, сообщая об этом, называет две реки, впадающие в Меотиду: Лик и Оар, между которыми, по всей видимости, и вытянулось в походе семисоттысячное персидское войско с царским двором и пехотными частями на повозках-телегах, внушительным обозом и сопровождающими его стадами. Поэтому, если расчеты скоростей передвижения войска Дария на данном отрезке пути отнести к центральному ядру персидского войска, где находился, вероятно, и царский двор, то пройденный путь сокращается с 300 до 260 км (300 — 1/2x80 = 260 км). а скорости движения уменьшаются соответственно до 40 — 45 км в день (260: 6 = 43 км в день). То есть можно сказать, что скорости движения остались фактически на прежнем уровне, что можно объяснить общей усталостью персидского войска и отсутствием на данной территории наезженных дорог.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, а также нулевые результаты предпринятого им длительного похода полным составом войск, Дарий решает изменить не оправдавшую себя стратегию военных действий: «Пришедши в пустыню и приостановив поход, Дарий расположился с войском у реки Оар, затем воздвиг восемь громадных укреплений на одинаковом расстоянии одно от другого приблизительно стадий на 60...» [IV, 124]. То есть на всем протяжении вдоль Меотиды между реками Лик и Оар была создана оборонительная линия из 8 крепостей длиной около 80 км и отстоящая от моря на 15 — 20 км. Причем для нас очень важно, что общая протяженность этой линии укреплений, определяемая Геродотом в 7 расстояний по 60 стадий (0,185 х 60 х 7 = 77,7 км), в точности совпадает с фактическим расстоянием между приустьевыми участками рек Кальмиуса и Миуса, снятыми с географической карты. И не менее важно также, что перечисляя реки в строгой последовательности с запада на восток (и с юга на север), Геродот называет сначала р. Лик (Кальмиус) и следующей за ней р. Оар (Миус) с указанием их местоположения относительно Дона (Танаиса) и Северского Донца (Сиргиса): «Из земли фиссагетов (т.е. истоки этих рек находятся в направлении земли фиссагетов. — А. Ч.) текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Имена этих рек Лик, Оар, Танаис и Сиргис» [IV, 123].

Однако окончательно убеждает нас в том, что Лик — это Кальмиус и что Оар — это Миус, произведенный топонимический и лингвистический анализ

Дария I на скифов

Итак, где же протекает река Лик, или по-гречески Яиос, т.е. Волчья река, как она названа у Геродота, а также у Клавдия Птолемея (I — II вв. н.э.) и на «Карте древних поселений на Юге России», изданной в Одессе в 1884 г.? Принято считать, что так называлась в древности современная р. Кальмиус, впадающая в Азовское море. Но абсолютной уверенности не было, пока автором не была доказана одноименность Волчьей-1 (или днепровской Волчьей) и Волчьей-2 (приазовской Волчьей), создававших вместе (соединяясь в верховьях волоком) ответвление водного пути «из варяг в греки» (в обход Днепровских порогов). То есть одноименность реки Волчьей-1 — главного притока Самары (впадающей в Днепр) и р. Кальмиуса (Волчьей-II) была подтверждена основополагающим правилом топонимики, выведенным для «взаимосвязанной системы географической ориентации». И, наоборот, зная, что Волчья И (Кальмиус) именовалась в какой-то период Калы (см. Книгу Большому Чертежу), нам удалось доказать, что Волчья-1 называлась тогда же Каялы. Так была найдена главная «половецкая» река «Слова о полку Игореве», существование которой считалось недоказуемым.

Река Сюурлий

В летописном повествовании о походе князя Игоря Святославича в Половецкую степь самым реальным ориентиром принято считать реку Сюурлий, или точнее, Сюоурлий < Сюоарлий (как она названа в летописи). Причем р. Сюурлий (Сюоурлий, Сюоарлий) отождествляется нами с современной р. Крынкой — главным и крупнейшим притоком р. Миуса. Следует также вспомнить, что при отыскании нужных направлений и путей древние ориентировались на местности с помощью созданных ими систем одноименных топонимов и гидронимов. В данном случае одноименным указателем местонахождения р. Оар служит ее приток Сюоарлий (Сю-оар-лий), основная значимая часть наименования которого (корень «оар») повторяет название главной реки. С другой стороны, доказав, что Миус назывался в прошлом Оар, мы тем самым еще раз, и теперь уже окончательно, убедились в достоверности наших расчетов, а также в тождественности рек Крынки и Сюоарлий.

Считаем установленным, таким образом, что именно между реками Кальмиусом (Лик) и Миусом (Оар) было остановлено движение всего персидского войска, и Дарий создал между ними огромный укрепленный район, защищенный с юга морем, а с севера — воздвигнутыми в одну линию укреплениями. Именно отсюда, находясь и оставаясь в укрепленном лагере со своей свитой, а также разместив в нем пехотные части и обоз, Дарий организует преследование скифов кавалерией, повышенные или «форсированные» скорости движения которой, как было указано выше, составляют 80 — 85 км в день. Таким образом Дарий стремилея во что бы то ни стало настичь высокоманевренные отряды скифских воинов, чтобы захватить пленных или каким-либо другим способом разыскать местность Герр, где находились священные могилы предков скифских царей.

Поиски страны Герр

По свидетельству Геродота, одно из названий Герр было связано с Танаисом (Доном), до которого на востоке простиралась территория скифов-кочевников: «кочевники эти населяют к востоку на расстоянии 14 дней пути страну, прости-рающуюся до реки Герра» [IV, 19]. Другое известное в то время место с названием Герр находилось в стране будинов, где-то у Днепровских порогов: «Могилы царей находятся в Геррах, до которых Борисфен судоходен» [IV, 71]. И, наконец, третье упоминаемое Геродотом место с названием Герр связано с пустынной местностью, расположенной к северу от территории будинов: Борисфен «известен до местности Герр, до которой 40 дней плавания с севера... Кажется, он (с севера) протекает через пустынную местность до страны скифов уесоруши» [IV, 53].

Поэтому, раздобыв указанные сведения (тем или иным способом), персы устремились на поиски Герра последовательно по этим трем направлениям. И Геродот, описывая рейды-броски персидской кавалерии по указанным направлениям, соблюдает приведенную выше хронологическую последовательность. Однако он пытается найти в этих передвижениях видимый порядок и планомерность действий, которых нет и не должно быть, так как рейды были выполнены в диаметрально противоположных направлениях.

Геродот: «Когда скифы перешли реку Танаис, в погоню за ними последовали немедленно и персы, пока наконец не прошли землю савроматов и не достигли владений будинов» [IV, 122].

«...Вторгшись в землю будинов, персы напали на деревянное укрепление, которое было совершенно покинуто будинами, и сожгли его» [IV, 123].

Персы «прошли землю будинов и вступили в пустыню. В пустыне этой вовсе нет населения; она расположена над страной будинов и тянется на 7 дней пути. Над пустыней обитают фиссагеты...» [IV, 123].

То есть в своем сообщении о будино-фиссагетской пустыне Геродот уже в третий раз подтверждает сказанное им ранее об этой пустынной местности: «Выше будинов, к северу от них, лежит прежде всего пустыня на протяжении 7 дней пути, а за пустыней больше в восточном направлении живут фиссагеты, народ особый и многолюдный» [IV, 22].

Этапы похода Дария против скифов

Исходя из вышеизложенного, в рейдовом походе персидской кавалерии можно выделить следующие этапы:

1. Рейд-бросок с преследованием скифов или, вернее, савроматов от берегов реки Оар (Миус) в восточном направлении к Танаису (Дону), с пересечением его выше современного города Ростова-на-Дону. Отсюда их путь пролегал вдоль левого берега Маныча, вверх по этой реке, к месту впадения в него р. Егорлык, которая также именовалась рекой Герр (см. главу 4.3. Герр среди рек восточной Скифии). Персы пришли сюда, полагая, что это и есть искомый Герр. Они проделали путь протяженностью порядка 440 км (с учетом кривизны дорог), который при скорости движения 80 — 85 км в день определяется промежутком времени в 5 — 6 дней.

2. Возвращение вниз по течению Маныча, от места впадения в него р. Егорлык (Герр), обратно в укрепленный лагерь Дария. И марш-бросок отсюда в северо-западном направлении, в страну будинов или, точнее, к порогам Борисфена. Этот путь (с учетом кривизны дорог) составляет около 660 км и был проделан за 8 дней.

3. Персидская кавалерия проследовала по земле будинов к северу, вдоль Борисфена, разорила на своем пути деревянное укрепление (город Гелон) и достигла «пустынной местности» (т.е. реки Орели). Не обнаружив здесь Герра, возвратилась в укрепленный лагерь Дария. На данном этапе похода был проделан путь протяженностью 400 км (с учетом кривизны дорог) всего за 5 дней.

konnitsa persovТаким образом, персидская конница, не отягощенная обозом, преодолела в общей сложности путь протяженностью 1500 км за 18 — 19 дней, передвигаясь со средней скоростью 80 — 85 км в день. И если вспомнить теперь о царском ремне с 60 узлами-днями, определявшими общее время похода, то именно столько времени (18 — 19 дней) и не более мог позволить себе Дарий на конные рейды и поиски Герра, так как предстоял еще обратный путь до Истра (21+18+21=60 дней).

Как сообщает далее Геродот, возвратившиеся скифы плотно блокировали лагерь Дария у Меотиды. И персидский царь «оказался в затруднительном по-ложении», причем настолько, что скифы послали ему символические «дары»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. «Персы спрашивали принесшего дары о значении подарков. Он сказал, что ему было приказано только отдать дары и как можно скорее удалиться. Он предложил, чтобы персы, если они мудры, сами поняли, что означают эти дары. Услышав это, персы стали совещаться» [IV, 131]. При этом были высказаны два противоположных предположения. «Дарий высказал мнение, что скифы отдают ему и самих себя, и землю, и воду. Он предположил это на том основании, что мышь живет в земле, питаясь теми же злаками, что и человек, лягушка — в воде, птица более всего походит на лошадь; стрелы же означают, что скифы отдают свою военную мощь». Ближайший же сподвижник персидского царя Гобрий сказал, что «дары» означают следующее: «Если только вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в ля-гушек, вы не вернетесь назад, пораженные этими стрелами» [IV, 132].

Отступление царя Дария

В это же время (пока персы раздумывали) скифы пытаются отрезать пути отступления Дарию и посылают Скопасиса и савроматов для переговоров с ио-нийцами, охранявшими мост через Истр. Геродот сообщает об этом: «Между тем, одна часть скифов, прежде получившая приказание нести охрану около озера Меотиды (выделено мной. — А. Ч.), а теперь идти к Истру для переговоров с ионийцами, прибыв к месту, объявила следующее: «Мужи ионийцы, мы несем вам свободу, если только вы захотите послушаться. Мы знаем, что Дарий приказал вам охранять мост только шестьдесят дней, а если он в течение этого времени не явится, удалиться в свое отечество. Теперь же вы не будете виновны ни перед ним, ни перед нами, поступив следующим образом: оставайтесь установленное число дней, после этого удалитесь». — Когда ионийцы согласились так поступить, скифы немедленно поспешили назад» [IV, 133].

Таким образом, обстановка еще более усугубилась, и персы попали в со-вершенно безвыходное положение. Именно об этом моменте сообщает также Страбон, рассказывая, как Дарий в Гетской пустыне (см. труд Иордана «Гетика») «был захвачен в ловушку и рисковал погибнуть со всем своим войском от жажды; но он понял опасность, хотя и поздно, и повернул назад».

Геродот сообщает: «После того, как дары были доставлены Дарию, оставшиеся на месте скифы выстроились в пешем и конном строю против персов, чтобы вступить с ними в бой».

И персидский царь предпринял немедленное и скрытное отступление: «При наступлении ночи Дарий ... оставил на месте, в лагере, слабых солдат, гибель которых была для него наименее чувствительна, и велел там же привязать всех ослов. Итак, люди были покинуты по причине их слабости, а ослы привязаны для того, чтобы реветь; и Дарий ... немедленно двинулся к Истру» [IV, 135].

Проигрыш царя Дария в военном походе

Дарию удалось уйти. Однако он переправлялся через Истр настолько спешно, что приказал разрушить мост, оставив на противоположной стороне 80000 войска, которые и были перебиты скифами.

Обращение к походу Дария в Древнюю Скифию представляет значительный интерес не только в историческом плане, но, главным образом, как метод проверки географических сведений Геродота и основных идентификаций рек, полученных нами в результате исследований. То есть анализ географии похода Дария 513 г. до н.э. подтверждает целый ряд топонимических положений, высказанных в исследовании.

И нам (или нашим читателям) остается лишь разгадать величайшую историческую загадку древности, загаданную Иданфирсом персидскому царю Дарию.

Зачем скифский царь послал Дарию символические дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел?

Отсюда

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк