"Когда началась война на Донбассе, уникальный архив братьев Стругацких — десятки папок — был спрятан в подвале частного дома в Донецке. Подозреваю, что лет через пятьдесят эта история войдет во все учебники литературы. Уже сейчас ясно, что братья Стругацкие — одни из самых ярких писателей второй половины XX века. Их архив — такая же ценность и реликвия, как рукописи Чехова или эскизы Айвазовского. Но обо все по порядку", пишет Григорий Тарасевич в журнале Русский Репортер еще в публикации от 18 февраля 2015 года.
В Советском Союзе братья Стругацкие были писателями уважаемыми, но не до конца одобряемыми властями. Большинство их книг было напечатано с большими редакторскими правками. Где-то были выкинуты фразы, абзацы, а то и целые страницы. Иногда требования были совсем странными — например, изменить имена героев. Когда началась перестройка, писатели задумались: «Хорошо бы издать наши произведения именно такими, какими мы их создавали». Работа непростая — нужно искать исходные варианты, чуть ли не по буквам сверять рукописи и изданные произведения. Сделать это взялась Светлана Бондаренко, входящая в фан-группу «Людены». В 90-х она принимала участие в издании многотомников писателей.
Постепенно Стругацкие передавали ей все больше и больше своих документов. Набралось несколько сотен папок. А уже после смерти Аркадия его дочь нашла на чердаке еще 250 папок с документами. В этом архиве вся творческая жизнь писателей: черновики, юношеские рассказы, разные варианты произведений, стихи, рисунки, письма.
— Сейчас мы готовим полное собрание сочинений Стругацких. Там планируется тридцать томов. Туда должны войти и известные художественные произведения в том виде, в котором они задумывались писателями. Будет и то, что еще не публиковалось. Например, юношеские работы. Еще в архиве много сценариев.
— Помните, во все той же «Хромой судьбе» главный герой — писатель — сочиняет сценарий фильма о Великой Отечественной? Так у Стругацких был сценарий фильма о войне с фашистами, и цитаты из него попали в роман. На днях как раз набирала текст: «Передовой секрет партизан, крошечный окопчик у берега болота. Двое партизан — старик и молодой — растерянно глядят на приближающиеся танки. Банг! Банг! Банг! — удары танковых пушек…» А в это время у меня за окном канонада. Те же самые: Банг! Банг! Банг! Как-то жутко стало.
Мы сидим на маленькой кухне, перед нами кофе и тортик. Тепло, светло и уютно. А за окном — война, звуки выстрелов, скоро комендантский час. Мы возвращаемся в реальность Донбасса.
— Архив хранился у меня в шкафу. А когда началась война, нужно было его спасать, но вывозить из города было рискованно: дороги обстреливались, — рассказывает Светлана Бондаренко. — Знаете, война меняет представления о жизни. То, что раньше казалось ценным, воспринимается как неважное. Чего человеку страшнее всего лишиться? На первом месте, конечно, собственная жизнь и жизнь близких людей. Но что еще? Одежда, мебель, техника, драгоценности — все это можно потом купить. А вот архивы — они исчезают навсегда. И очень важно их сохранить. Речь идет не только о документах великих писателей, это может быть архив родителей или бабушки с дедушкой. Так вот: когда началась война, я поняла, что на мне лежит ответственность перед миром за спасение архива братьев Стругацких.
Я снова поражаюсь тому, насколько буднично и спокойно человек говорит о таких вещах. Никакого пафоса, никакого надлома.
— В свое время у братьев Стругацких были проблемы с властями. Они ждали обыска и очень переживали за судьбу рукописи романа «Град обреченный». Было решено спрятать рукопись не у ближайших друзей, а у знакомых знакомых, чтобы КГБ не смогло вычислить. Мы поступили примерно так же.
Сейчас все материалы писателей хранятся в подвале дома, принадлежащего то ли родственникам друзей, то ли друзьям родственников. Все держится в строжайшей тайне, не разглашается даже район, где находится этот дом.
Когда-нибудь война на Донбассе закончится. Архив извлекут из подвала, самое полное собрание сочинений Стругацких выйдет в свет… А пока я надеюсь, что это «когда-нибудь» наступит скоро.
История получила продолжение - на уникальное стечение обстоятельств обратили внимание местные краеведы и внезапно нарисовался канал Ren-ТВ, который принялся спасать архив.
В 90-е годы издательство «Сталкер» было одним из главных в Донецке. Я знал нескольких людей оттуда. Они даже отвергли мой графоманский роман-фэнтези (хотя печатали много всякого в этом жанре). Фамилия директора издательства была Воронин – так же, как и героя романа братьев Стругацких «Град обреченный». По этому поводу (а может, по какому-то другому) у «Сталкера» была тесная дружба с Борисом Натановичем, и у Воронина на рабочем столе стояло фото, где он был зафиксирован со знаменитым писателем.
От тех жирных времен у сталкеровских людей остались уникальные рукописи братьев Стругацких. В итоге, их хранительницей на момент начала войны в Донбассе осталась Светлана Бондаренко. У нее эти бесценные для знатоков первоисточники – 60 папок! - и хранятся. Впрочем, Светлана хочет рукописи вывезти в более спокойные миры – потому что в стабилизацию ситуации в Донецке не верит и хочет избавить литературные сокровища от возможных неприятностей.
Вот эту историю благодаря вышеупомянутому Русанову раскопал канал «РенТВ», прибыл в Донецк и сделал соответствующий сюжет. Приводим немного текста от телевизионщиков:
«Светлана Бондаренко вывезла уникальные документы из Санкт-Петербурга в Донецк еще в начале 1990-х. 60 папок она перевозила из России на Украину несколько лет. Светлана была лично знакома с Аркадием и Борисом Стругацкими, с последним она общалась до самой его кончины. Однажды Бондаренко поинтересовалась у Бориса Натановича, почему до сих пор не выпущены оригинальные тексты, написанные в советские годы. Ведь тогда, при СССР, невозможно было опубликовать литературное произведение без жесткой цензуры. Писатель сослался на сильную занятость, и тогда Светлана попросила передать тексты ей – для последующей публикации. Годы кропотливой работы, сравнение опубликованных произведений с черновиками вылились в 20 томов произведений Братьев Стругацких, в которые вошли вычеркнутые ранее главы, а то и десятки страниц оригинального текста».
Это первая часть истории. Теперь – вторая, военная:
«Рядом с домом Светланы начали рваться снаряды, и издательница решила перевезти архив в более надежное место. Сейчас все 60 папок с текстами (многие из них вообще никогда не публиковались, в основном это ранние произведения писателей) и рисунками хранятся в подвале дома. Журналисты итоговой программы РЕН ТВ "Добров в эфире" своими глазами увидели этот архив. Корреспонденты с согласия Светланы Бондаренко вскрыли одну из папок. По иронии судьбы в ней оказался черновик романа "Град обреченный", написанный в 1972 году и опубликованный в конце 1980-х. Перевезти архив обратно в Петербург, сыну одного из братьев Стругацких Светлана решила из-за того, что не верит в скорую стабилизацию обстановки в Донецке. Она считает, что перемирие продлится недолго, и архив надо спасать».
Комментарии
В Донецке от обстрелов ВСУ был спасен архив писателей-фантастов братьев Стругацких (видео)
Новости — 16.05.2015— Сегодня, 16 мая 2015 года, с корреспондентом Государственного медиа-холдинга ДНР встретился доцент Донецкого национального технического университета, известный писатель-фантаст, заместитель председателя Союза писателей ДНР Владислав Русанов, который рассказал о спасении архива братьев Стругацких, который находился в Донецке во время обстрелов ВСУ.
«Эта история началась в 1990-е годы, когда появилась идея сделать т.н. «черный» 12-томник братьев Стругацких. Редактор, который сверял аутентичность текстов, Светлана Бондаренко, живет в Донецке. Таким образом, они, эти тексты, и оказались здесь. После начала обстрелов Донецка артиллерией ВСУ в июле – августе 2014 года папки с авторскими текстами были перевезены в более безопасное место в Куйбышевском районе. Но затем, в конце ноября, боевые действия продвинулись вглубь района, и мы забили тревогу, начали обращаться к российским писателям и журналистам. Первым откликнулся журнал «Русский репортер», за ним – остальные. Дальше всего продвинулись журналисты «Российской газеты». Корреспондент этой газеты Руслан Мельников организовал официальную передачу этого груза домой. Это литературоведческая ценность, это ценность для всех любителей фантастики», – сказал Владислав Адольфович.
14 мая сохраненный донецким писателем архив братьев Стругацких отправился в Санкт-Петербург.
http://dnr-online.ru/news/v-donecke-ot-obstrelov-vsu-byl-spasen-arxiv-...
Сегодня, 16 мая 2015 года, с корреспондентом Государственного медиа-холдинга ДНР встретился доцент Донецкого национального технического университета, известный писатель-фантаст, заместитель председателя Союза писателей ДНР Владислав Русанов, который рассказал о спасении архива братьев Стругацких, который находился в Донецке во время обстрелов ВСУ.
«Эта история началась в 1990-е годы, когда появилась идея сделать т.н. «черный» 12-томник братьев Стругацких. Редактор, который сверял аутентичность текстов, Светлана Бондаренко, живет в Донецке. Таким образом, они, эти тексты, и оказались здесь. После начала обстрелов Донецка артиллерией ВСУ в июле – августе 2014 года папки с авторскими текстами были перевезены в более безопасное место в Куйбышевском районе. Но затем, в конце ноября, боевые действия продвинулись вглубь района, и мы забили тревогу, начали обращаться к российским писателям и журналистам. Первым откликнулся журнал «Русский репортер», за ним – остальные. Дальше всего продвинулись журналисты «Российской газеты». Корреспондент этой газеты Руслан Мельников организовал официальную передачу этого груза домой. Это литературоведческая ценность, это ценность для всех любителей фантастики», – сказал Владислав Адольфович.
14 мая сохраненный донецким писателем архив братьев Стругацких отправился в Санкт-Петербург.
Пресс-центр ДНР