Сегодня, 25 февраля, исполняется ровно пять лет с тех пор, как Виктор Янукович принес присягу президента Украины. То есть сегодня его президентский срок закончился бы естественным образом. И во главе Украины встал бы другой президент. Вполне вероятно, что это был бы Петр Порошенко.
Но Украина не захотела ждать этот год до очередных выборов. Не захотела она ждать и полгода до внеочередных выборов, как договорились лидеры Майдана с Януковичем еще 20 февраля. Захотели сразу и всё.
Ну что же, год прошел. Самое время оценить, чего достигла за это время Революция достоинства, как называет ее теперь украинская Википедия.
От Украины сбежал Крым. Тысячи людей погибли в нелепой гражданской войне, уничтожившей самый промышленно развитый регион страны и продолжающей добивать остатки полумертвой экономики. Национальная валюта обесценилась почти на 400 процентов (sic! - текст был написан три дня назад, когда это было "почти 400%", сейчас уже за 500). Население деморализовано. В стране созданы десятки неподконтрольных никому вооруженных формирований. Сотни тысяч граждан переехали в Россию на правах беженцев.
Год назад Украина была бедной страной, управляемой олигархами. Теперь, год спустя, Украина стала нищей страной, управляемой всё теми же олигархами, один из которых даже стал президентом. Ничего из того, что было обещано украинцам в результате вожделенной Евроинтеграции не произошло. Визовый режим со странами Европы не отменен, наоборот - он ужесточен. Украине открыто заявлено, что в НАТО ее не ждут. Вопрос членства в EC даже не обсуждается. Долги перед Россией растут, а денег из Европы не поступает.
Сложности и с демократией. Стрелявшие на Майдане так и не названы, не прошло ни одного суда. Вместо этого сотни людей арестованы по смехотворным обвинениям и сидят уже почти год. В стране закрывают средства массовой информации, запрещают передачи и фильмы на русском языке. Лишают аккредитации журналистов.
Что делают нормальные люди, которые понимают, что что-то пошло не так? Они анализируют ситуацию и пытаются понять, что нужно сделать для того, чтобы катастрофа не повторилась.
Что делают граждане Украины? Они опять выходят на свой обугленный Майдан и торжественно клянутся на нем не предавать дело европейского выбора.
Почти двести лет назад Пушкин написал "Сказку о рыбаке и рыбке" - произведение о ненасытной старухе, которая хотела всё больше и больше и в конце концов осталась у разбитого корыта. Видимо, после распада СССР украинские школьники вместо Пушкина учили в школе Тараса Шевченко. И мультфильм "Падал прошлогодний снег", в котором главному герою всё было маловато, они тоже не смотрели. А теперь, наверное, его на Украине вообще запретят, как кинокартину "Брат-2".
А ведь, повторюсь, сегодня всё то, против чего стоял Майдан год назад, закончилось бы само собой.
Мистер Паркер итожит кое-какие вещи про Украину
Как ведёт себя зрелое государство? Урок для молодых
В пятницу был в Посольстве Испании – своей исторической Родины. Услышал там историю, которой не могу не поделиться.
Во время Гражданской войны в Испании 1936-39 гг. в СССР было отправлено довольно много т.н. «детей войны». Часть из них, после падения режима Франко, вернулась в Испанию, часть осела на просторах бывшего Союза. Все они имеют испанское гражданство и получают пенсию от Испании.
В Луганске таких людей оказалось двое. Дедушка и бабушка 83 и 87 лет соответственно. Когда на Востоке началась война, они решили остаться на земле, которая стала для них вторым домом. Когда летом в Луганске была заблокирована банковская система, они потеряли возможность получать перечисления из Испании. Одновременно с этим сотни тысяч донбасских стариков оказались отрезанными от своих честно заработанных пенсий.
Что сделала Испания? Посольство сделало запрос в испанский аналог Министерства Труда и Соцполитики, чтобы те выдали им пенсии этих двух граждан наличными (сумма за несколько месяцев) и повезли эти деньги в Луганск. Повёз лично консул. Как это так, наши граждане там без денег остались? Дипломатическая виза позволяла ему доехать только до Лисичанска, где его встретил испанский сотрудник ОБСЕ, который работает в луганской миссии. Он и передал деньги старикам в руки.
Меня переполнила гордость за свою историческую Родину. Это ж надо, из-за двух стариков проделать такую процедуру! Историю эту мне рассказали буднично лишь с одной целью – узнать, как по моим прогнозам будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы? Смогут ли они наладить переводы пенсии по безналу или опять нужно будет везти наличные? А то у нас тут долгая процедура, а эти деньги не только нашим двум старикам помогут выжить, но они еще и с соседями поделятся.
На фоне этого весьма убого смотрятся заявления наших чиновников о невозможности создать механизм выплаты пенсий и соцвыплат на оккупированных территориях. Было бы желание.
Энрике Менендес о зрелом государстве
В конце 80-х мне казалось Открытием века – полиэтиленовые пакеты (с этими фривольными девицами и котиками, помните?). После сеток-авосек и тканевых сумок под картошку, это было нечто! (И только спустя годы от историка моды Васильева, я услышала, что этот полиэтилен - жуть и мовитон! А именно тканевые "авоськи" и есть то, с чем нужно ходить "за картошкой")))
В начале 90-х я была без ума от появившихся пластиковых бутылок. Сколько всего из них можно было сделать – и вазочки, и "элегантные" горшки под цветы, и кормушки для птичек, и рукомойник на даче... А сколько таких пепельниц мы пропалили (хоть и немножко водички на дно подливали, и влажную салфеточку клали)))) А кто-то и целые туалеты и бытовки строил... Конечно, главным подспорьем народного творчества была рубрика "Очумелые ручки" Андрея Бахметьева в программе "Пока все дома".
Конец 90-х. У нас на работе (тогда это - в Донецком нацуниверситете) появился первый компьютер... Не знали как к нему подойти... Да-да, накрывали на ночь салфеточкой, обставляли кучей кактусов как единственной "защитой от радиации" (от этих вездесущих иголок невозможно было работать с клавиатурой и мышью)))
В начале 2000-х объектом моего восхищения был мобильный телефон (в конце 90-х эти именно "махины" были доступны только мужикам с цепями и крестами на шее, облаченных в красные пинжаки). У меня впервые мобильник появился в 2004 году. И всё меня донимало – поражают ли мой моцк эти жуткие сигналы или нет...
Как раз к этому времени потихоньку начал проступать Интернет и вместе с ним – мое восхищение к нему. У нас в отделе была очень милая пожилая сотрудница, она долгое время его "Интером" называла (в связи с тем, что первый коммерческий украинский телеканал появился в Украине раньше сети Интернет)))
Несколько лет спустя появились банковские карты. И опять-таки наш ДонНУ (я там работала как раз до 2004 года) перевели на карты. Собрали собрание. Молоденькая представительница банка долго умно что-то нам объясняла на своем банковском языке. А у нас был только один вопрос: как это так – мы в каком-то там банкомате не сможем снять копейки, которые начисляют нам к зарплате. Как это так... (особенно когда на мелочь можно было несколько раз в транспорте на ту же работу проехать, и хлеб купить). Итог собрания - мы все были против этой "непонятки" (нас явно хотели надурить и обогатиться ща наши копейки))) Но на карточки нас все-таки перевели... И ниче... со временем понравилось)
А вот последнее десятилетие я что-то не могу вспомнить то, чтобы меня так же поразило... Лишь усовершенствования и апгрейды... А что поразило за эти десятилетия вас?
Лариса Лисняк про открытие века
Не являюсь сторонником пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева, больше того, считаю ее вредным и опасным заблуждением, но, в то же время, должен признать, многие этнические процессы отдельные части теории описывают очень хорошо.
Одной из лучших догадок Гумилева я считаю его идею о Химерах.
Что такое Химера в этнологическом смысле? Это этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам.
В отличие от этноса химера не может развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии распадаясь — происходит своего рода этническая аннигиляция. Возникшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициаторами кровопролитных конфликтов, либо химера становится жертвой соседних этносов.
Химера может существовать в теле здорового этноса, подобно раковой опухоли, существуя за его счет и не выполняя никакой конструктивной работы. При этом она может быть относительно безвредной (пассивной) либо же становиться рассадником антисистем (агрессивная химера).
Это замечательная догадка, этот конструкт дает ответ на многие вопросы в украинской новейшей истории, украинской современности.
Украина театр столкновения двух суперэтносов, западноевропейского католического(протестантского) и восточноевропейкого православного. Пограничьем конфликта вот уже 700 лет является Западная Украина.
Процесс вхождение Европы в эпоху высокого модерна, империализма, породил всплеск нацбилдинга в самых разных ее уголках. Именно тогда родилась галицкая Химера.
Если бы галицкая новорожденная нация оставалась в рамках ее естественных границ до Збруча, она вполне могла бы претендовать на органичное вхождение в западноевропейский суперэтнос. Однако, в силу целого ряда объективных и субъективных причин, на рубеже веков, и особенно в бурные годы первой мировой войны и революций галицкий неоформившийся новорожденный этнос выплеснулся за свои естественные границы и, вступив в реакцию с этно-культурным существом Большой Украины породил Химеру - галицкую украинскую нацию.
Будучи включенной насильно в тело УССР, как раковая опухоль эта Химера отравляла нацию украинскую, и не могла переродиться в нацию галицкую.
Обретение суверенитета Украиной ускорило рост метастазов и быстрое отмирание украинской советской нации, ее перерождение и поглощение Химерой.
Сейчас мы с вами у смертного одра украинской нации. В этом наши свидомые оппоненты не врут. Ошибаются они в главном - то, что они принимают за смерть совкового прошлого, является подлинной смертью и разложением тела самой Украины, а среди ее тухлых деревенеющих ошметков копошится слюнявая Химера.
Химеры долго не живут, цикл их существования редко когда длится больше чем сотню, полторы, две лет.
Они контрпродуктивны по своей сути, но они же чаще всего умирая, приводят к очередному витку нацбилдинга. По моему мнению, галицкая Химера убив старую украинскую нацию, привела в движение этнические и социо-культурные процессы следствием которых станет, возможно, формирование сразу нескольких этно-культурных сообществ, несколько наций.
Михаил Павлив о какой-о Химере
Буквально сегодня утром читал полный тоски вопрос патриотки (на русском языке) есть ли еще хоть какие-то шансы воспитать "из этих" людей. В том смысле, что "людям" доступно какое-то сакральное знание. Его нельзя объяснить, можно только почувствовать как теплый ком в животе. Вот и Романенко говорит: нет, не надо и пробовать. А тем более пытаться понять, что людям надо, что сделало бы их счастливыми помимо теплых комьев. Если им мало флага на башне и украинских телеканалов для полноценной, радостной жизни, если они "сами не понимают", как классно и дальше быть нищими и бесправными - их всех надо хотя бы отделить. В этом месте хорошо бы пошли финальные кадры из Никиты Михалкова: пшеничное поле, а над поднимается колоссальный портрет Сталина. Ну, или кто там у нас на замене.
Еще несколько лет назад лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко, писатель Васыль Шкляр заявил, что "если провести границу по результатам президентских выборов, то Украина была бы меньше территориально, но это было бы полноценное государство". Великий деятель современности учил, что если нация больна и не может переварить, освоить эту территорию, "то от нее лучше избавиться". "Это все равно, когда у человека гангрена ноги, и чтобы все тело не заболело, - ее просто отрезают. …Поэтому не нужно жить мечтами "от Сяна до Дона". Если эти "неукраинские" регионы отсоединятся, то Россия уже никогда не будет представлять серьезной угрозы для Украины", - говорил человек, вовремя не услышанный и непонятный.
Судя по логике либерально-патриотической интеллигенции, раз убить и закопать в карьере всех "непонимающих" просто не хватает ресурсов, то в идеальном варианте Украина должна быть монолитной территорией, от которой отсечено все "чужеродное" и "ненужное". Закарпатью и прорумынским регионам - приготовиться.
Оно будет небольшим, но зато "полноценным". Население - воодушевленные люди, которые не просят зарплату, но идут строем по первому знаку Вождей выполнять свой долг. Всюду флажки одинакового цвета. И все ограды тоже. По телеку и радио только идеологически выдержанные передачи. В газетах - доклады о достигнутых успехах и большие репортажи со съездов патриотически настроенной общественности. Доклады с мест о том, что колхозники Винничины поддерживают решения партии и правительства. И скинулись на новый танк из своих десятидолларовых пенсий, назвав его "Мирний орач". Они хотят, чтобы их стиль жизни, уютные красивые дома и засеянные поля, перспективы их детей стать учеными, спортсменами и космонавтами, были надежно защищены от любого врага. Для полноты картины не хватает только мавзолея с бальзамированными героями, куда можно было бы водить школьников на поклон.
За некоторыми исключениями это уже реальность. Вопрос только, кто в этой реальности быстрее отмучается. Но как раз он не доступен людям, которые старательно делают все для того, чтобы Украина как полноценное государство, где всем хватало бы места, больше никогда не состоялось.
Бачо Киро о злободневных вопросах, которые мучают так называемых патриотов