Постапокалиптическая фантастика о непреложности эволюционных процессов.
В недалеком будущем, после аномальной активности Солнца, наша планета превратилась в прожаренный ядерный сухарь. Подавляющая часть человечества сгорела живьем. Оставшиеся в паре мегаполисов крупицы людей заслонились от пустыни стенами, а сверху укрылись механическими облаками - для этого корпорация «РОК» выпустила внушительное количество роботов. Когда жизнь до некоторой степени наладилась, роботы стали обременительны. Кроме того, машины непостижимым образом научились обходить, как минимум один, протокол безопасности - запрет самоусовершенствования.
Лысый, с тенью печали на лице Жак Вокан (Антонио Бандерас) работает специалистом по страховым случаям в «РОКе». И всё идет своим чередом, - карьерная перспектива, беременная супруга, - пока полицейский Уоллес (Дилан МакДермотт) не расстреливает в закоулке робота пойманного прямо на горячем - при попытке апгрейда. Затем доктор Сьюзан Дюпре (Малани Гриффит), изучив процессор-ядро, выдает заключение: убиенная железяка, говоря откровенно, осознала себя. Что делать дальше с такими выводами - забота уже страховщика Вокана.
Азимовские законы робототехники не перестают быть универсальным инфоповодом в научной фантастике. Технологическая эволюция (здешняя опирается на квантовые компьютеры) неустанно задает вопросы о почти случившейся машинной действительности: что делать с осознавшим себя искусственным интеллектом? насколько автомат с газировкий - личность, и насколько к нему применимы морально-этические нормы/ право на существование/ голосование/ размножение? Впрочем, даже эти вопросы уже не настолько актуальны. Недавний «Она» Спайка Джонси заявил следующее измерение отношений машина-человек: способна ли программа любить? Да и вообще, есть ли разница в способе происхождения, - естественном или искусственном, - когда тезис «мыслю, значит право имею, а не тварь дрожащая» вполне состоявшаяся энтимема. С ответами, конечно, не так густо. Однако в задачнике по техэволюции, - как в «Страховщике», так и в «Она», - люди оказываются весьма слабым звеном.
Заштатный испанский режиссер Гебе Ибаньес получил на «Страховщика» 35 миллионов долларов. Чтобы, видимо, оправдать кредит доверия, Ибаньес пустился во все синефильские тяжкие. Город тут - признание в любви и прямой оммаж к «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта: извечно-тяжелое цвета индиго небо, радиоактивный дождь, возвышающиеся над небоскребами рекламные голограммы, узкие клаустрофобические улицы и прочие мелкие, но легко считываемые, нюансы. Пустыня - некий собирательный образ из «Искусственного разума», «Судьи Дредда» и известного, пожалуй, совсем уж коллекционерам «Черри 2000» (кстати, с Мелани Гриффит в главной роли).
При этом, «Страховщик», очевидно, пытается стать камбеком для ряда основательно потухших звезд. После откровенно шутовских ролей в хитах (то котик в «Шреке», то паяц в «Неудержимых 3») Бандерас замыкает камеру на себя. Выброшенный на берег забытья кит Роберт Форстер здесь в роли мудрого и верного идеалам дружбы корпоративного функционера. И, будучи честным, абсолютно провальный выход Мелани Гриффит с ролью-клоном доктора из аниме Мамору Осии «Невинность». Хотя с лишенным человеческих черт лицом Гриффит из-за пластических операций и ботекса (отчего она без труда сходит за андроида), этот выход мог бы стать ювелирным украшением фильма.
Со второй половины «Страховщик» начинает рассыпаться. Логика поступков и мотивы Вокана - притянуты за уши. Складывается впечатление, что любой следующий кадр только цель в себе - то есть история закончилась, но открыточно запечатлеть лысого Бандераса на фоне постапокалиптических пейзажей бюджет позволяет.
Дело в том, что давать прогнозы - занятие требующее не столько научной подкованности, сколько чувства юмора; тут с толстой книжкой по нанотехнолгии и ворохом негативных сценариев - делать нечего. За грустью, терминами и многословностью лучше обращаться к Френсису Фукуяме; по крайней мере, он куда искуснее аргументирует, почему всё будет плохо.