Я ни разу не видел игру команд, ведомых Брайаном Клафом, однако эхо выступления Ноттингем Форест в Европе стало одним из первых ярких детских впечатлений. Не таким ярким, как футболка Паоло Росси, забивавшего после отсидки, про которую я тогда не слышал, но очень, очень запоминающимся.
Ноттингемский лес - это звучало очень романтично, совсем не по-футбольному. От него веяло каким-то робингудством и даже раззвиздяйством. Оказалось не зря. Потому что на выходных, как обычно в дороге, был отсмотрен художественный фильм Чёртов Юнайтед. Переводят его в нашем прокате совсем иначе, называя "проклятым", но из контекста становится ясно, какой именно Объединенный имеется ввиду.
Я должен был посмотреть это кино раньше и выбрать его сам, но получилось так, что порекомендовал мне его человек, который к футболу отношения не имеет, но прочувствовал и, уверен, нашел в нем, что-то свое. Премного благода!
Сразу скажу - отличное получилось кино и почти совсем не про футбол. Про жизнь, про смелость, про коллектив, про управление людьми, про мастерство, про имидж и репутацию, про случай в конце-концов.
Обычно снимают фильмы о победителях, но не никак не неудачниках. Уже одно это выделяет ленту из общего ряда не только про-спортивных. Эта картина о 44 самых жутких днях Клафа, проведенных в Лидс Юнайтед, который он всегда ненавидел, но был настолько профессионален, как тренер, что принял вызов, брошенный ему судьбой, коллективом и акционерами. Не говоря про эго.
Страшные были дни. Это было время, когда за победу платили четыре фунта, а за ничью - два. Когда триста фунтов в неделю были бешАными деньжищами, а словосочетания Премьер-лига не существовало в природе и если бы кто вдруг произнес эти слова, то его подняли бы на смех.
Приблизительно в это же время в тоталитарном аду за победу во региональной лиге платили трешку, за ничью - рубль. Форма была колхозная или заводская, стирали сами. На выезда мчали в "газоне", чья дверь открывалась специальным рычагом, но зато его сопровождала "волжана" с мигалкой, за рулем которой сидел майор милиции, чье место в основном составе на правом краю не подвергалось никаким сомнениям. После игры полученные средства коллективно же пропивались. И рубились ничуть не менее жестоко и отвязно, чем в кино. Только по телевизору такое не показывали. И не показывают.
Это было время, когда футболисты курили, не боясь тренеров. Курили даже в раздевалке, куда тренер мог и не зайти из чувства самосохранения. И какие же отвратительные рожи играли и продолжают играть в футбол! Все-таки начинался он как джентльменская игра для хулиганов, в отличие от того же рагби, который всегда был хулиганской игрой для джентльменов. Пусть и любим его не за это.
Не совсем понятно почему фильма называется художественной, настолько в ней все аутентично и многое выглядит даже документально. Наверное потому, что начал его снимать и положил всяческое начало человек, который получил Оскара за Королеву, и вообще подтянул Майкла Шина на роли известных деятелей в той же Королеве и Фросте против Никсона - Стивен Фрирс.
Он же выбрал Шина, который играл в футбол на неплохом уровне, и на роль Клафа. Он сам понял, что все идет не так, как ему хотелось, поступив почти точно также как и герой, и передал дела Тому Хуперу. После чего свалил. Не понравилось ему. Простовато-то как-то и слишком много драмы, но иначе - еще и скучно. Вроде и Питер Морган, который и в Королеве, и Фросте, и тут писал сценарий, но не получалось сделать так, как хотелось.
Вдова Клафа тоже считает, что получилось много хуже, чем д0лжно, обвиняя авторов в искажении событий. Еще бы, ведь Шин-то валлиец по рождению + с пяти лет за Ливерпуль болеет! Не могли, не могли эти понаехавшие показать Клафа так, как нужно.
Не знаю за кого болеет Хупер, но не за команды ведомые Клафом, - точно. Потому как в попытке упростить сюжет, сведя его к понятным каждому "успех, ревность и предательство", была допущена куча фактических ошибок. Как в истории с ветераном, которого Клаф якобы пригласил в Дерби, подарив несколько лет футбола, а тот заменил его на посту тренера, не подписав письмо игроков.
В действительности этот самый футболист перешел в Дерби до Клафа, ушел из Каунти при нем, и вернулся уже из другой совершенно команды, где начал карьеру тренера. И эта ошибка не единственная, лень перечислять.
Придя в Дерби Каунти, Клафф заявил, что "дерзок, высокомерен, заносчив, несговорчив, возмутителен и прямолинеен" и "Я лучший тренер мира на данный момент". Очень напоминает много более развернутую версию Блохина в известной ситуации.
До Дерби, с которым Клаф и, что не менее важно, Тейлор, добрались до полуфинала тогда еще Кубка чемпионов, про Клафа знали только как об игроке, который забил 251 мяч в 274 встречах, выступая в двух клубах. И даже дебютировал в сборной Англии, но что-то не пошло. После Дерби о нем заговорили как о тренере. И тут - приглашение в ведущий на тот момент Лидс и такой конфуз с таким-то коллективом и средствами. Совсем, как у Бышовца, который заставлял Гену Зубова учить английский.
Клаф сразу не вписался. Он и не собирался вписываться, будучи уверенным, что ему принадлежит весь мир, который просто обязан прогнуться. И не когда-нибудь, а именно сейчас. Он приехал в Лидс без верного Санчо Пансы, aka Питера Тейлора, бросив того, верного слову, совсем одного, а потому сцена извинений и воссоединения двух сердец - одна из самых сильным в фильме.
Клаф изрядно закладывал - про это нету ничего в кино. Судя по лицу актёра, изрядно закладывал как раз Тейлор, но в реальности было совсем иначе. После провала в Лидсе, где его удачно плавили и сплавили, как любого другого тренера, которого "команда не приняла", у Клафа были годы блестящей карьеры, когда он не раз доказывал состоятельность своих претензий двумя подряд Кубками чемпионов, Суперкубком УЕФА, четырьмя кубками Лиги и Суперкубком Англии.
Клаф не только был острословом, но и мастером доходчивых объяснений, разговаривая с людьми на понятном им языке. Юный Робби Кин вспоминает, как однажды в Форесте он отдал пас назад вратарю слишком меделнно и слабо, а потому мяч был украден соперником, что привело к взятию ворот. Ирландец запомнил хук Клафа, которым тот вырубил его при входе в раздевалку, на всю жизнь и урок усвоил.
Клаф - один из самых успешных и выдающихся английских футбольных тренеров, которого включают минима в десятку всех времен и народов на Островах, он обладатель ордена Британской империи и титула "Лучшего тренера, который никогда не руководил сборной Англии", потому как отказался её возглавить дважды.
И пусть противники его не бросились с моста в Северн, Трент или даже Эйр, но ничего серьезного они так и не достигли. Да и не могли. Потому что разрушать может всякий, а вот строить - единицы. Для этого нужно как минимум хотеть и уметь работать, предпочитая данные нелегкие занятия, плетению заговоров, построению козней и ведению интриг.