На русском языке вышла книга британского историка и преподавательницы Эксетерского университета в Великобритании Клэр И. Макколлум "Судьба Нового человека. Репрезентация и реконструкция маскулинности в советской визуальной культуре, 1945–1965". Взгляд извне - интересно! А тут ещё на одном сайте ознакомительный фрагмент выложили. Открываю его. И что же? Текст начинается с разбора картины из нашего Донецкого художественного музея!
...Картина Александра Лактионова «В новую квартиру», впервые показанная на Всесоюзной выставке 1952 года, была воспринята неоднозначно. Полотно подвергли критике за приукрашивание действительности, за изображение неправильного вида обоев и за то, что художник имел смелость поместить в современную квартиру искусственные цветы. И все же эта картина стала чем-то вроде бестселлера в популярной советской печати. Героиня работы Лактионова стоит в окружении домашнего скарба на паркетном полу своей просторной новенькой квартиры, уткнув руки в бока, и гордо осматривает свои владения. На заднем плане ее старший сын завозит свой велосипед в еще одну комнату, а дочь держит на руках кошку — они тоже осознают, что перед ними чудо. Стоящий рядом с женщиной младший сын озадаченно смотрит на нее, как будто спрашивая: «Мама, куда же мы повесим портрет Сталина?» Так задается определенная семейная иерархия: женщина помещена в центр холста, она твердо стоит на ногах, формируя вертикальную ось картины, буквально воплощающую ее роль оплота, скрепляющего семью, а рядом с ней оказывается не муж, а портрет вождя. Хотя в центре сюжета картины Лактионова находится именно женщина, портрет Сталина здесь выступает не просто в роли заместителя ее супруга: благодаря близости портрета к мальчику Сталин функционирует и в качестве суррогатного отца, поскольку естественная фигура мужского авторитета — старший сын — отодвинута на незначимую позицию. Таким образом, в изображении Лактионова Сталин предстает чем-то гораздо большим, чем фигуративный патерналистский вождь или тот, кто преподнес этой семье в дар квартиру. Как утверждает Йорн Гулдберг, «посредством своего портрета… Сталин делает эту семью полной, а замещая “реального” отца, он восстанавливает семейную гармонию и порядок». (конец цитаты)
Ну, наверно. Может быть. Не уверена, что кошка что-либо осознаёт, но окончательно полной эту семью, конечно, делает она. Да и с искусственными цветами, уверена, быстро разберётся. И обои подправит:)