Я на жизнь зарабатываю складыванием букв в слова, а слов – в предложения, а предложений – в тексты разного уровня сложности и разного назначения. Среди них есть группа текстов, к которой я отношусь с особенной нежностью: это – рекламные простыни для разного глянца про что-нибудь, связанное с косметикой и модой. При их написании еще на этапе сбора и организации информации я испытываю буквально захлестывающее до макушки умиление – и заодно некоторую завистливую горечь в стиле «жаль, что вас не было с нами». Если бы можно было заново загадать себе жизнь именно в наше время, я бы загадала стать культовым креативным директором какого-нибудь мощного международного бренда, выпускающего декоративную косметику.
Ну, вот пусть будет некто Этьен Долбодятленн, бессменный гениальный арт-директор великой марки Fufelle, знаменитой вековыми традициями качества и регулярными революционными и инновационными разработками (пятьсот лабораторий, собственные поля, луга и леса, триста фабрик, двадцать две штаб-квартиры, девятьсот тысяч сотрудников по всему миру).
Как известно, каждая новая коллекция макияжа, да что там, каждый продукт Долбодятленна – революция и инновация, основанная на вековых традициях и сочетающая в себе последние достижения, новейшие технологии, старинные рецепты и вытяжки из самого сердца экзотических растений. Долбодятленн – ныне кавалер Ордена почетного легиона, обладатель «сэрства» и «пэрства», лауреат всех профессиональных и непрофессиональных международных премий, видный благотворитель, коллекционер всего и ближайший друг всех звезд за последние полвека, автор шести книг по макияжу, – начинал свой путь с самых низов. Его воспитывала мать-одиночка, рыбачка из крошечной французской деревушки, вечерами игравшая Третий концерт Рахманинова на стареньком пианино, пока крошка Этьен, сызмальства поражавший ярким художественным дарованием окрестных рыбаков и представляющего местную интеллигенцию и меценатство аптекаря, делал неуклюжий макияж самодельным куклам, интуитивно постигая азы контурирования и цветовых сочетаний. Мать продала утлую лодчонку, аптекарь добавил недостающих денег (это в его погребке малютка Этьен сам создал свою первую пудру из детского талька, цветочной пыльцы и песка), и Долбодятленн отправился в Париж, никого там не зная. Он пересек Францию на стареньком велосипеде, первые две недели жил в столице под мостом среди клошаров (живописные синяки и ссадины на их лицах спустя годы вдохновят его на легендарную коллекцию 1984 года), подолгу стоял у витрин роскошных бутиков. А потом однажды совершенно случайное знакомство…
Здесь изящно выпадает пара десятилетий и несколько имен, преимущественно мужских (если что, Этьен Долбодятленн одинок, вот уже сорок лет он никак не встретит свою единственную, только с грустным восхищением вглядывается в лица прекрасных российских женщин, когда – уже два раза – приезжает в Россию представлять революционные инновационные коллекции)…
Сегодня Этьен Долбодятленн знаменит как автор культовых продуктов, без которых женщины всего мира не мыслят своей жизни. Роскошная тональная основа Блабла, легендарная пудра Блаблабла, знаменитая тушь для ресниц Блаблаблабла, перевернувшая сознание помада Блаблаблабла и ее великая версия 1993 года Блаблаблабла-Ваубла. Каждый год Этьен представляет новую революционную инновационную коллекцию. В основном это – различные реинкарнации, реформации, реновации, редизайны. Что же служит источником вдохновения для знаменитого Долбодятленна?
Во-первых, конечно, опера. Во-вторых, чтение. В-третьих и в-главных – путешествия. Где он только не побывал! А в некоторых местах даже купил себе дома, чтобы ездить туда, когда необходимо перезагрузить сознание, отдохнуть, отвлечься, зарядиться вдохновением. На уединенном острове, где его простая и роскошная вилла соседствует с виллами легендарных дизайнеров Сони Обалдини, Карлоса Наглоты и Дэвида О’Хренса, а также Бейонсе, Роналду и российского олигарха. Днем все они много читают, а вечером, под звуки оперы, ужинают при свечах узким дружеским кругом и говорят о книгах.
Там и творится волшебство. Мария Каллас берет верхнее «ля», солнечный луч преломляется на подзорной трубе, направленной из окна библиотеки российского олигарха на окно спальни Бейонсе, - бабах! – яблоко падает на голову Ньютона, Этьена Долбодятленна осеняет. Конечно же! Революционная реинкарнация пудры Блабабла в редизайне! В последний раз подобное случилось только в прошлом году! Никаких компромиссов, пусть его не поймут, пусть дрогнут перед дерзостью и пугающей новизной – не зря слоган идеологии культовой марки Fufell звучит как «Вызов. Смелость. Традиции. Технологии». На легендарную пунцово-пунцовую крышку с легендарным логотипом в виде серебряных готических букв Fuf, вписанных в тисненый семнадцатиугольник с тремя поперечными золотыми пунктирными линиями, нужно добавить шесть граненых сиреневых стразов, символизирующих пять чувств и шестое – вдохновение. К пудре будет прилагаться инновационная кисть – еще четырнадцать ворсинок, в отличие от предыдущей инновационной кисти. Изумрудный цвет ручки вдохновлен цветом океана в 143 метрах от берега в 17.23 в ту субботу. На этом Этьен не остановится – и за четыре солнечных месяца придумает недостающее – революционную помаду (восемнадцать граней стержня, пилочка для ногтей и четыре зубочистки встроены в футляр) и тушь для ресниц с революционным наклоном инновационной щеточки под 34 градуса, что позволит наконец идеально отделить шестую ресницу от седьмой, если считать от внешнего угла глаза.
Всё. Маэстро выдыхает. Конечно, дело не только в острове и волшебном голосе Каллас. Свою роль здесь сыграло и недавнее путешествие по Полинезии с заездом в красивый российский город Санкт-Петербург (в этом городе Этьен купил кружку с портретом вашего русского поэта Пуськинн, вдохновившим его на создание инновационного «лохматого» спонжа для реинкарнации тональной основы Блабла 2015 года), и крики чаек, подбитых российским олигархом из окна библиотеки, и внезапное воспоминание о картине Дусбурга «Две собаки».
Мэтр свою работу сделал. И имеет все права и основания для покупки скромной роскошной виллы на только недавно ставшей доступной нескольким избранным льдине, где его соседями будут футболист Мэсси, дизайнер Макс Фон Оттудов, старший сын Анджелины Джоли Мэддокс и дочь украинского олигарха, и все они привычно будут при свечах говорить о книгах. А тем временем за дело берутся пятьсот лабораторий. И таким образом реинкарнация пудры и помады становится еще и революционной и инновационной. Потому что формула обогащается революционными инновационными секретными компонентами, выводящими уходовые свойства этих продуктов на принципиально новый уровень – впервые пудра Блаблабла-Вауваубла и помада Блаблаблабла-Ваубла-Инносенс-фаталь увлажняют вашу кожу на еще 149 процентов больше, чем обычные пудры и помады (сноска со звездочкой – по сравнению с результатами опроса восьми человек в 1942 году), а также наделяются мощными антиэйджинговыми свойствами, стирая третью морщину за мочкой уха, словно ластик (сноска с двумя звездочками: маленький рисунок миллиметра кожи в разрезе «до»-«после», увеличение в 2,9999999999, сноска с тремя звездочками: исключительно косметический эффект).
Дальше в работу включаются те, кем я хотела бы переродиться, если нельзя Этьеном Долбодятленном. Криэйторы и маркетологи. Которым платят большие деньги за неизменно превосходный результат.
За то, что они делают, например, мощную рекламную кампанию. Долго и со вкусом выбирают место съемок. Тропические острова. Нигде иначе, никак иначе новая коллекция с ее уникальными текстурами и оттенками не «раскроется». Так что надо поездить, поискать натуру.
Опять же, модель. Муза, лицо, посол, нет, амбассадор марки Fufell. Кечуанка с молдавскими, норвежскими и монгольскими корнями Приянка.
Съемка. Многодневная многочасовая слаженная и напряженная работа двухсот человек. Результатом которой становится несколько официальных фотографий. С размытым фоном, на двух фотографиях, кажется, угадывается вода. Вопросом, нельзя ли было это же снять в общественном открытом бассейне где-нибудь поближе к дому, никто не задается. Нельзя.
Теоретическое обоснование. Заседания серьезных людей в конференц-залах, переговорках и кабинетах по нарастающей. Презентации с очень серьезными лицами. Пресс-релизы. Разноцветные графики. Объяснение значения каждой грани каждого граненого страза на обновленной крышке пудры. Цитаты президента марки, креативного директора Этьена Долбодятленна, модели Приянки. Слоган. «Новая реальность новой реальности: Абсолют Абсолютного Абсолюта» (мелким шрифтом – революционное инновационное).
Интервью. С Этьеном Долбодятленном (много путешествует, вдохновляется оперой, зеленая ручка кисточки вдохновлена цветом океана в ту субботу, роскошная текстура позволяет наносить также пальцами, можно влажным способом, дающим волнующий бархатистый финиш, если добавить две с четвертью капли хайлайтера из прошлой коллекции, это придаст неброского естественного сияния, шесть рекомендаций от Этьена по праздничному и ежедневному макияжу с использованием продуктов из новой коллекции). С Приянкой (много путешествует, пьет много воды, занимается йогой, медитирует, главный совет от мамы – тщательно очищать кожу перед сном, не пользуется косметикой, во время перелетов слушает мантры, для свежего отдохнувшего вида использует два продукта из предыдущей коллекции и один – из новой, Этьен научил ее за кулисами секретному приему – использовать контурный карандаш для губ, чтобы помада не расплывалась). С двумя внуками президента Fufello, наследниками, он – самый молодой мультимиллиардер девятнадцати лет, закончил Гарвард, Оксфорд и МГТУ им.Баумана, уже руководит всеми продажами в компании, она – юная неопытная красавица сорока шести лет, пока не определилась в жизни, увлечена фотографией, в компании руководит сетью СПА-отелей; оба активно участвуют в разработке новой продукции, каждый четверг собираются в доме у дедушки и пробуют всю косметику на себе, да-да, и дедушка, и внук тоже (и Этьен, конечно), а как иначе, занимаются благотворительностью, вкладывают миллиарды в исследования прыщика на первой фаланге мизинца левой ноги. На сайт, как ни крути, придется сходить. На «родной», на российский, отдельно – на сайт благотворительного фонда. Почитать про миссию и идеологию. Наше кредо – натуральность. Наше кредо – новейшие разработки. Наше кредо – экологичность. Наше кредо – верность себе, традициям и инновациям. История марки.
Презентации. Во всех корнерах всех столиц мира. Пресс-завтраки. Пул текстов. «Мэтр Этьен выглядит максимум на пятьдесят один год. При встрече он сразу расцеловал меня в обе щеки, помня о нашей предыдущей встрече четырнадцать лет назад в вестибюле «Балчуга». «О, Надья! О-ла-ла, какая у тебя прелестная косынка на щиколотке, ты выглядишь настоящей парижанкой!» - воскликнул он со своим неподражаемым истинно французским обаянием, едва завидев меня. «Мэтр Этьен, четыре с половиной месяца назад, перечитывая Пруста за утренним кофе, я наткнулась на фразу, как мне кажется, очень точно описывающую вашу поразительно творческую натуру: «Другие же дни – словно равнины». Уж не в этом ли, как я догадываюсь, источник вашего вдохновения?» - «Мон дьё, Надья! Как точно ты угадала мою любимую прустовскую фразу! Как, все-таки, много красивых женщин я вижу здесь, в России! Позволь подлить тебе еще шампанского, какая же ты поразительно стройная и какой у тебя великолепный французский!». На прощание мэтр Этьен попросил меня вместе сфотографироваться и поклялся, что в следующий раз непременно специально для меня проведет экскурсию по своему любимому тайному месту – крошечной улочке в Улан-Баторе. Что ж, до встречи, мэтр!»
Глянец отрабатывает как может, в атмосфере нежной дружбы с местным представительством Fufell, картонки, коробки и корзинки распределяются согласно иерархии, до менеджера, работающего непосредственно с представительством, доходит уже только одна пудра, и та в тестере. Приянка на расплывчатом фоне улыбается с задней обложки и шести разворотов. Внутри – драматичное интервью «за кулисами» о съемках рекламы на тропических островах, как долго искали натуру, действительно раскрывающую послание, и какая молодец Приянка, безропотно по много часов позировавшая ста четырем камерам. Блогерам рассылают пудру и помаду. Блогеры мучительно описывают на доступных площадках «текстуру», «финиш», «оттенки», «кроющую способность», «липкость». Очень хвалят. Один блогер выигрывает поездку на фабрику Fufell в африканской деревне Пвани.
Этьен слушает «Аиду». Скупое северное солнце бликует на цыплячьем бедрышке пятнадцатилетней модели-любовницы олигарха. Бабах! Яблоко падает на темечко Ньютона. Пора революционно ревоссоздать легендарную тушь, не перевоссоздававшуюся с прошлого октября.
Елки же палки, как меня умиляют все эти люди – и как я им завидую. Даже не тому, каких денег это все стоит. А тому, что они вот правда, по-честному, совершенно искренне РАБОТАЮТ. Прямо вот черпают вдохновение, ищут, устают, вкалывают, понимаешь, впахивают, в командировки ездят, ночей не досыпают, с ног валятся, и не просто так, а у них – миссия, идеология, стандарты, борения, дискуссии, согласования, героические прорывы, открытия, драматические споры и кропотливый, иди ты, ежедневный труд. Прям вот настоящая всамделишная работа у них, как у больших. Это без шуток чувствуется, что они в своих интервью искренни. Они правда в это верят. Особенно, конечно, гуру Этьен Долбодятленн, как раз дописавший мемуары, они вот-вот будут опубликованы, пока журналистам дают почитать рукопись. «Как странно сегодня оглядываться назад, словно наяву видя перед собой морщинистое лицо жены деревенского аптекаря, которой я, шестилетний несмышленыш, сделал свой первый антивозрастной макияж…»
Сколько ж я этого всего понаписывала за минувших лет двадцать… На сегодня тут лично для меня – ровно одна выгода. Я совершенно перестала покупать люкс. Во-первых, он нескончаемый, так что у меня еще за прошлую пятилетку разное там неоткрытое и уже просроченное. А во-вторых… Ну мне вот реально стало жалко платить свои кровные гениальному арт-директору Этьену Долбодятленну, президенту Fufell с ищущими себя внуками, амбассадору Приянке, неизвестным креативщикам, маркетологам и рекламщикам, фотографам и их ассистентам, владельцам отелей на тропических островах, авиаперевозчикам, российским представителям и российским торговым сетям – за шесть революционных граненых стразов на легендарной пурпурно-пурпурной крышке с тисненым серебряным семнадцатиугольником в редизайне реинкарнации этого года. Даже деньги, заработанные на текстах про них про всех, работящих пахарей.