Все города в мире живут 31.536.000 секунд в год. Живут они одинаково долго, но спят... в этом-то и вся загвоздка. Некоторые впадают в спячку сразу же после захода солнца, а некоторые в ночное время суток освещены ничуть не хуже, чем днем.
На вопрос: "Какой из городов мира самый освещенный?" - практически каждый ответит, что это - игровая столица мира Лас-Вегас. Могут припомнить еще какой-то американский населенный пункт. Донецк? Насчет него вам почти наверняка скажут: "Город с наступлением темноты вымирает".
Слышать такое обидно. Донецк, конечно, не Лас-Вегас, но в темное время суток имеет свой шарм и свое лицо.
Яркая подсветка остановок и зданий на центральных улицах, огни супермаркетов, ночных клубов, казино и ресторанов - все это может увидеть любой, отважившийся на знакомство с ночным Донецком. Уже трудно себе представить, что этого всего когда-то не было... Улица, фонарь, театр...
В 1913 году в Юзовке было всего-навсего 113 электрических фонарей. Ну и еще 2 тысячи керосиновых. Они освещали улицы центральной части: первую (начало нынешней улицы Артема), вторую, третью и седьмую линии - там, где жил зажиточный юзовец. В заводской части, где преимущественно располагались дома рабочих, было не так светло.
Переломным, как можно понять по документам городского архива, стал 1927-й год - когда город назывался уже Сталино. Главный архитектор подал властям документ, в котором настоятельно советовал обратить внимание на "отвратительное благоустройство" улиц.
Итогом ходатайства стало установление на Первой линии деревянных столбов с фонарями. Однако окончательно это проблему решить не могли. Дело в том, что тогда Первая линия была улицей очень узкой, а потому совершенно неприспособленной для хождения большого количества людей. Установка фонарей только ухудшила дело.
В итоге, уже в 30-е годы, их заменили на тросы с подвесными светильниками и принялись за ремонт мостовой первой линии. В итоге, к войне, Первая линия превратилась в настоящую центральную улицу Артема, на которой вечером было светло, ну почти как днем. Если работали все фонари...
Донецк "пушкинский"
Фонарь и полнолуние Донецк - город, сформировавшийся в основном при советской власти, с присущим этой эпохе торжеством стандарта. На облике города это, конечно, сказалось не в лучшую сторону. Но были моменты, когда стандарт каким-то чудом удавалось побеждать.
В 1970 году городские власти решили заменить фонари на бульваре Пушкина. В принципе, и раньше здешнее освещение выглядело достаточно эстетично - красивые круглые фонари из молочно-белого стекла. Однако они тоже не блистали особенной оригинальностью.
К тому же, бульвар Пушкина в 1970-м подвергали капитальному ремонту - а в таких ситуациях у нас любили (да и до сих пор любят!) менять решительно все. И молочно-белые светильники заменили на на фонари "пушкинской эпохи". Получилось, как говорил известный киноперсонаж, - "дешево, надежно и практично". И как бы "по теме".
Между прочим, существовало мнение, что на бульваре Пушкина есть фонарь, от которого до определенных "крайних" точек Донецка когда-то было равное расстояние. То есть, фонарь стоял в абсолютном географическом центре города.
Выяснить, правда ли это, мне так и не удалось. Но прикинув по карте, можно убедиться: без учета Петровки и Пролетарки, некая точка на бульваре Пушкина таки может оказаться "абсолютным центром"! Ну а Петровкой и Пролетаркой в интересах такого эксперимента можно и пренебречь.
Впрочем, вернемся от географии к истории. Как бы не старались украсить город фонарями, все как-то получалось не так. Фонари с отлитыми по шаблону опорами были похожи друг на друга как две капли воды: серые, будто сгоревшие спички, иногда, как язык змеи, раздваивающиеся кверху, они источали свет бледный, как немощная луна.
Уже к концу 80-х все большее их количество переставало исполнять свои прямые функции. Стоя угрюмо у дороги, они просто собирали городскую пыль.
Город в стиле "диско"
"Перестроечные" времена стали менять не только мировоззрение, но и стиль жизни бывших советских людей. Откуда-то появились первые "новые русские", и сразу же захотели зрелищ, соответствующих деньгам, которые эти люди стали зарабатывать.
Центральная часть Донецка постепенно стала превращаться в нечто похожее на игорную столицу мира. Мы с вами пережили все это: робкие неоновые трубки, похотливо изогнутые и типа манящие, затем - лайт-боксы, еще затем - сплошная иллюминация улицы Артема. С подсветками зданий и прочими радостями.
Неоновые фонари, которые сейчас освещают пространство вокруг любого донецкого "очага развлечения", на Западе предназначены вовсе не для освещения улиц, а для украшательства и завлекания. Но постсоветские люди мыслят практично и потому решили, что яркий неон может совместить в себе сразу несколько функций.
Сперва похвалиться "заморской" новинкой могли только кинотеатр и магазины центральных улиц Донецка, затем "зараза" стала проникать и на окраины. И уже где-то на Заперевальной магазин с выцветшей вывеской "Марго" или маленький, но непременно маркет, "Оксана" перемигиваются в ночи бледными неоновыми огоньками.
"Венеция": скромное обаяние эпохи
Фонарь из парка кованных скульптур Время малиновых пиджаков постепенно проходило. Крутые узнали, что "Мишки в лесу" - это не только шоколадные конфеты, а еще и картина художника Шишкина. Слегка обучившись стилю, они оказались в состоянии заметить, что город стал похож на дешевый карнавал. И поняли: что-то с этим нужно делать! Так стали рождаться красивые фонари, с мелкими железными орнаментами, или по-деловому строгие - всякие, но похожие в своем разнообразии, в своей нестандартности.
Они украшали подъезды к магазинам, казино, банкам. Поскольку магазинов, казино и банков становилось все больше, росло и количество оригинальных светильников. А территория, которую контролировали муниципальные власти с рудиментами "совкового" освещения, съеживались, как шагреневая кожа. По крайней мере - в центре.
И настал новый век. И городские власти решили сказать свое слово в преображении центра. И заказали партию фонарей в одной местной фирме.
Так появились новенькие фонари на бульваре Пушкина (после его реконструкции) и на набережной по проспекту Ильича. Эта модель называется "Венеция", и название очень подходящее - романтические лампы, увитые массой железных цветочков и лепестков. Они прижились в городе, они стали появляться на дорожках около церквей и в укромных уголках парков. "Парковая версия" - чуть строже в деталях, но в общем не консервативна.
"Городская", как объясняют мастера, исключает эмоциональность и порывы чувств. Такие фонари украшают аллеи около муниципальных зданий и финансовых учреждений. Хотя и в таких "казенных" местах изготовитель проявил фантазию: возле горсовета, к примеру, можно увидеть целые прозрачные пирамиды, посаженные на светлые железные ножки, а внутри - украшенные спиралью.
Со временем, возможно, станут светлее и другие части Донецка. Правда, там подобных произведений светового искусства мы вряд ли увидим. Впрочем, населению окраин - не до изысков. Им бы простой фонарь, чтобы спокойно пройти по улицам, которые не освещаются десятилетиями.
Слепящая тьма
Тот, кто не был на тех же Петровке с Пролетаркой, вряд ли поймут всю остроту проблемы. Дело в том, что именно два эти района лидируют по количеству неосвещенных улиц в Донецке. Не зря, проводя эксперимент с "центральным фонарем" на бульваре Пушкина, мы интуитивно вынесли их "за скобки" Донецка! Это совершенно другой город - пугающий и темный. А между прочим, многие психологи говорят о том, что монотонность способна сделать человека агрессивным.
В спальных районах с серыми однотипными постройками, мрачными неосвещенными улицами уровень преступности гораздо выше. Получается, что яркая световая реклама спасает нас от различного рода нехороших мыслей. Но ведь на двух утопающих в иллюминации улицах, невозможно разместить миллион жителей.
По канонам, уличный фонарь должен быть настолько мощным, чтобы стоящий под ним человек мог спокойно читать газету. Вы где-нибудь встречали у нас такой фонарь? Иногда они способны осветить лишь свои макушки. А происходит это потому, что вместо дорогих газонаполненных ламп очень часто используют обыкновенные лампы накаливания. Они более дешевы - но, как известно, и перегорают гораздо быстрее. Купить что-то более качественнее город пока позволить себе не может. Заколдованный круг...
Ну а жители центра Донецка оказались просто баловнями судьбы. Освещение частных магазинов, рекламных щитов стеклянных павильонов производится за счет владельцев. Понятно, что никто из предпринимателей не хочет, чтобы его "место дохода" оставалось в тени. И центр сияет всеми цветами радуги...
Кстати, Багси Сигел, знаменитый основатель Лас-Вегаса, в свое время потратил приличную сумму на психологические исследования по теме: "Как побудить человека с радостью отдавать свои деньги". Ответ оказался прост, как и все гениальное - устройте человеку праздник, и тогда он выложит все свои деньги без сожаления. А ведь давно известно: чем больше света, тем ярче праздник!
Говорит Донецк в мае 2012 года: Многие из тех, кто приезжают в Донецк из других городов Украины, сравнивают первую линию именно с Вегасом. И даже моя знакомая, которая провела два года в Штатах, вернувшись в Донецк, первым делом спросила у мужа:"Ты обратил внимание, как стало светло в городе?"
Первый фонарь...
В памяти какого-нибудь парижского фонаря, давно вышедшего в отставку и достойно пылящегося где-нибудь в музее, наверняка хранится воспоминание о событии, которое собственно и положило начало уличному освещению.
Дело было в 1667 году, когда король Людовик XIV распорядился прикреплять "светочи" на деревянные столбы и стены зданий. Это нововведение перевернуло привычный уклад городской жизни: она теперь не замирала с наступлением темноты. Свет фонарей манил обывателей на улицу. Ну что же, не зря его прозвали Королем-Солнцем Людовика XIV...
Самый большой в мире - "Фонарь-дракон"
Самым большим в мире фонарем признано 277-метровое светящееся сооружение в форме дракона. Высота туловища "дракона" составляет 4,4 метра. Голова гиганта возвышается над землей на 14 метров, а весит это произведение фонарного искусства около 25 тонн. Его каркас сделан из стальных конструкций, обтянутых шелком, на который нашито около 20 тысяч серебряных бляшек-чешуек. Внутри гиганта-фонаря разместили 11.400 электрических лампочек, обдуваемых двумя десятками мощных вентиляторов.
"Волшебный фонарь"
Именно его некоторые ученые называют прародителем кино. В нем должен быть ряд рисунков, которые движутся друг за другом и просвечиваются с помощью какого-либо светового источника. Рисунки могут двигаться вручную или автоматически, а изображение при этом обычно проецируется на стену или экран. Переносные уличные "волшебные фонари" должны иметь отверстие, через которые можно наблюдать движущиеся рисунки. Первое упоминание китайского "волшебного фонаря" относится ко времени второго циньского императора Эр-ши-хуан-ди, правившего в 209-207 гг. до н.э.
Улицы красных фонарей
Оказывается, знаменитая "Улица красных фонарей" в Голландии (и не только в этой стране) освещается именно красными фонарями по вполне "предпринимательским" причинам. Падая на сетчатку глаза, красные лучи оказывают сильное стимулирующее действие на нервные волокна. А это, в свою очередь, побуждает человека к сексуальной активности. В Голландии знаменитая улица выглядит вполне прилично, однако власти по необъяснимым причинам запрещают снимать этот район на камеру...
Говорит Донецк в 2012: Есть ещё два несущественных замечания: 1. Красный цвет не только возбуждает, но и скрывает дефекты кожи. 2. В Амстердаме вовсе не улица красных фонарей, а довольно большой Район Красных Фонарей (Red Light District).
Праздник китайских фонарей
Во время праздника фонарей (15-й день после наступления восточного Нового года) китайские города освещают тысячи ярких и необычных бумажных фонариков. На них принято изображать исторических персонажей, героев романов и обычных крестьян. Иногда с помощью этих подсвеченных фигур даже разыгрываются сценки. В этот день должно быть как можно больше света, ведь согласно легендам, он отгоняет злых духов.
В марте 2010 года в Донецке запущен первый фонарь на солнечных батареях.
Юлия Лупкина в газете Салон Дона и Баса от 25 марта 2005 года