Очень многие люди любят музыку. Из них какая-то часть отдает предпочтение поп-музыке, другая - року, третья - просто безумно влюблена в классику. Есть люди, которые любят джаз. Эту безумную музыку, исходящую из самых глубин человеческой души, музыку, сыгранную сердцем, сообщает Юрий Чирков на страницах приложения Пятница к газете Салон Дона и Баса.
Недаром говорят, что джазовый музыкант, сколько бы раз не играл одно и то же произведение, никогда не сыграет его одинаково. Потому что им руководит не догма, а импровизация.
Полвека назад в нашем городе появился первый джаз-оркестр. Ну и что, скажете вы? Мало ли что появилось в Донецке полвека назад! И будете не правы. Именно тогда зародилось удивительное и на редкость живучее явление, которому можно смело дать название "донецкий джаз".
Пятеро "патриархов" джаза: Владимир Лозовский, Людмила Шершнева, Станислав Лавриненко, Валерий Колесников и Александр Фаерман (на фото - слева направо), собравшись за чашечкой кофе, поведали мне эту красивую и слегка ностальгическую историю о том, как, когда и почему джаз стал своеобразной "визитной карточкой" нашего города.
Шанхай. 1949 год. Музыкантам джаз-оркестра Олега Лундстрема по указанию Сталина разрешено вернуться в Советский Союз.
Это чуть позже выяснится, что вернуться им разрешили, но не ближе чем до 101-го километра вокруг Москвы. До самой смерти великого вождя знаменитый оркестр выступал как эстрадный коллектив Тульской филармонии. Это, на первый взгляд, малоприметное событие для нашего города оказалось, на самом деле, судьбоносным.
Один из музыкантов оркестра, Николай Иванович Кормушин, по пути из далекого Шанхая "завернул" в Сталино. Где и остался. Золотая (в прямом и переносном смысле) труба Кормушина, его искусство владения этим инструментом, произвели самое серьезное впечатление на местных музыкантов. Джаз ненавязчиво завоевывал их сердца.
Собственно, появление в нашем городе трубача из лундстремовского оркестра и стало началом истории донецкого джаза. Хотя настоящего джаз-бума в городе нужно было ждать еще восемнадцать лет.
Надо сказать, что за время, разделяющее появление Кормушина и организацию донецкого джаз-клуба, произошло немало интересных событий. Но обо всем по порядку.
Сталино. 1954 год. В Большом наклонном зале политехнического института идет репетиция студенческого эстрадного оркестра.
Первый официальный джаз-бэнд появился в политехе благодаря усилиям его руководителя Анатолия Чумака. Правда, тогда он никак не мог именоваться джаз-оркестром, потому как джаз в стране был фактически под негласным запретом. Замечательные поговорки того времени говорят сами за себя: "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст" или "от саксофона до ножа один шаг". Да и понятно, "чисто американская" музыка никак не сочеталась с советским образом жизни. Потому и оркестр назывался студенческим эстрадным. Еще через два года студенческий эстрадный (а фактически джазовый) оркестр появился в Донецком медицинском институте. Александр Фаерман (или Ароныч в среде музыкантов), который руководил этим оркестром аж до начала девяностых, для того чтобы обойти всезапрещающее око худсовета, придумал маленькую хитрость: в программе джазового концерта обязательно стояла "Кантата о Ленине", а фамилии американских композиторов просто-напросто заменялись на фамилии советских. Поскольку худсовет музыку не слушал, а только лишь утверждал напечатанную программку концерта, джаз легально продолжал покорять Донецк. В результате еще через пять лет появился третий в городе студенческий джазовый оркестр под управлением Валерия Рубана в торговом институте.
Оркестры эти прожили славную и увлекательную жизнь. За многие годы их составы многократно менялись, уходили одни поколения, приходили другие. Всех этих людей манила эта "музыка сердца".
Но это все - джаз самодеятельный. А ведь существовал и профессиональный. Донецк. 1959 год. Фойе кинотеатра имени Шевченко. Оркестр играет джаз перед очередным киносеансом.
Кроме кинотеатра Шевченко, джазовые оркестрики в так называемом "шведском составе" (четыре саксофона, три трубы, тромбон и ритм-группа) выступали в кинотеатрах "Комсомолец" и "Победа" (нынешний театр кукол). Киношный джаз продержался довольно долго, почти до конца шестидесятых.
Кроме этого, профессиональных джазовых музыкантов можно было услышать только в ресторанах. Правда, в середине пятидесятых, во время "хрущевской оттепели", джаз был признан официально. Тогда уже в каждой республике существовал свой Государственный эстрадный оркестр (помните, оркестры Лундстрема, Орбеляна и прочих).
Именно во время гастролей одного из таких оркестров в нашем городе (а проходили концерты в оперном театре в течение двадцати дней) в Большом наклонном зале мединститута зародились первые джем-сейшны, своеобразные тусовки джазовых музыкантов, где все равны перед музыкой. Приходы на репетиции профессионалов из знаменитых оркестров, совместные репетиции студентов различных вузов города, желание слушать, играть, сочинять джаз потихонечку привело к созданию в Донецке джаз-клуба. Эта организация заслуживает отдельной главы.
Донецк. 1967 год. В помещении Дома работников культуры В. Дубильер проводит учредительное собрание джаз-клуба.
Виктор Дубильер сыграл уникальную и выдающуюся роль в музыкальной истории нашего города... Тонкий знаток истории джаза, энтузиаст и просто энергичный человек "пробил" таки разрешение властей на организацию клуба джазовых музыкантов. Примечательно, что сам Дубильер не играл ни на одном из инструментов и не пел. Просто знал и любил джаз.
Говорят, что, помимо энергии Дубильера, еще одно обстоятельство способствовало появлению джаз-клуба. Дело в том, что сын тогдашнего руководителя области Владимира Дегтярева серьезно увлекся музыкой (правда, не джазом, а роком), и рок-клуб располагался в том же помещении, где был небольшой, но уютный зал мест на сто. Первый секретарь обкома молчаливо поддержал сына, а вместе с ним рок- и джаз-музыкантов.
Члены джаз-клуба имели членские билеты, ходили на лекции по истории джаза, слушали музыку. Ну и, конечно, играли, играли, играли. Многие самодеятельные музыканты, игравшие в студенческих оркестрах, благодаря такому неформальному обучению выросли в профессиональных музыкантов. Фамилии: Капранов, Рябенко, Сажин, Скрынник, Гринько многое скажут истинным поклонникам и знатокам донецкого джаза.
Теперь уже джаз мог именоваться джазом, фамилии американских композиторов не надо было переделывать на русский манер. А тут как раз город наш стал готовиться к празднованию своего столетнего юбилея.
Донецк. 1969 год. В городском комитете комсомола утверждается план молодежных мероприятий, посвященных 100-летию Донецка.
В плане юбилейных мероприятий значилось проведение всесоюзного джазового фестиваля "Донецк-100". Идея, конечно, принадлежит активистам донецкого джаз-клуба. Ну а курировать организацию и проведение фестиваля от горкома комсомола было поручено молоденькому улыбающемуся третьему секретарю Петру Симоненко.
Надо сказать, что нынешний руководитель украинских коммунистов тогда проявил себя блестяще. Говорят, что ему удалось организовать в рамках фестиваля даже показ американских фильмов - невиданная крамола по тем временам.
На фестиваль съехались лучшие джазовые музыканты из Москвы, Ленинграда, Ростова, Еревана, Риги, многих городов Украины. А самым запоминающимся номером стал концерт Донецкого джаз-оркестра под управлением Якова Хаславского.
Фестиваль прошел "на ура". И стал традиционным. Каждые два года в наш город съезжались джазмены со всего Союза. Кстати, специально для каждого фестиваля выпускался оригинальный плакат-афиша, автором которых был художник Александр Макаренко (сегодня житель Атланты). Где-то году в 1977-м, когда был проведен очередной фестиваль "Донецк-108", в одном из западных музыкальных журналов появилась публикация о том, что Донецк необходимо признать центром мирового джаза и занести в книгу рекордов Гиннесса, потому что "в этом городе проведено уже сто восемь джазовых фестивалей". Смех смехом, а в те годы наш город действительно стал своеобразной джазовой Меккой, а фестиваль одним из самых значимых событий в культурной жизни огромной страны.
Но развалился Союз, привычный ритм жизни расстроился, канули в Лету джаз-клуб и фестивали...
Донецк. 2005 год. В уютном зале ресторанчика "Пилигрим" собрались знаменитые донецкие джазовые музыканты.
Собственно, собрались, чтобы рассказать мне всю эту историю. За годы, прошедшие со времен последнего советского джаз-фестиваля, в их жизни многое поменялось. Как впрочем, и в жизни донецкого джаза.
Одни стали доцентами кафедры эстрадного искусства консерватории, другие - доцентами медицинского университета, третьи доцентами не стали, а превратились в выдающихся джазовых исполнителей, которых знают далеко за пределами Украины.
Пока они вспоминали былое, глаза их горели, истории сыпались одна за другой, от количества имен и фамилий музыкантов у меня просто кружилась голова. Когда же заговорили о временах нынешних, все как-то погрустнели.
Нет, с джазом все в порядке. Жив, курилка! Но только не в нашем городе. К сожалению, при наличии громадного количества талантливейших молодых джазовых музыкантов, в городе нет ни одного джаз-оркестра (если не считать детский в городском Дворце пионеров).
А как же возродившийся фестиваль "Додж", спросите вы? Возродится-то возродился - но вот надолго ли? Нынешние фестивали требуют достаточно серьезных финансовых вложений, они практически не окупаются. Джаз дело красивое, но не прибыльное. А меценатов у нас раз-два и обчелся. Да и те предпочитают тратить деньги совсем не на джаз. Вот и уезжают музыканты в другие города и страны, где джаз не только любят и ценят, а еще и всячески поддерживают.
P.S. Из маленькой "скулежки" на четвертом этаже студенческого клуба медицинского университета доносится до боли знакомая мелодия "Каравана". Тихонечко звучит саксофон, ему подпевают труба и контрабас. Джаз-бэнд Анатолия Чумака репетирует очередную программу. А ведь со времен первой репетиции прошло уже пятьдесят лет.
Говорят патриархи
Валерий Колесников
труба, лауреат международных конкурсов джазовой музыки
"Когда несколько лет назад на концерте в далеком Магадане после моего выхода на сцену раздался крик из зала: "Колесо, давай!", слезы брызнули из глаз от гордости за донецкий джаз".
Станислав Лавриненко
труба, доцент Донецкой консерватории
"Обидно, что в городе с такими богатыми джазовыми традициями нет настоящего джаз-оркестра. Несмотря на обилие людей желающих и умеющих играть джаз".
Людмила Шершнева
флейта, доцент Донецкой консерватории
"Донецкий джаз подарил миру множество ярких и знаменитых исполнителей и педагогов. К примеру, Петра Петрухина, организовавшего в Москве детский джаз-оркестр".
Анатолий Лозовский
фортепьяно, доцент Донецкой консерватории
"Для того чтобы реанимировать настоящий джаз в Донецке одних красивых слов мало. Нужны настоящие энтузиасты и меценаты, которые влюблены в джазовую музыку".
Александр Фаерман
доцент Донецкого медицинского университета
"Для того чтобы стать джазовым музыкантом одного таланта недостаточно. Нужно по особому относиться к музыке. Джазовый исполнитель никогда строго не следует авторскому замыслу композитора, играя, он "высказывает" свое понимание написанного".
27 февраля 2005 года