Масштабный исторический экшн об американской военной кампании в Тихом океане от Спилберга и Хэнкса.
После вероломной атаки японцами на Пёрл-Харбор в декабре 1941, правительство Соединенных Штатов решает полноценно вступить в бой Второй мировой. Уже в январе 1942 года американских солдат массово десантируют в район Соломоновых островов и широкую прилегающую географию: держать реванш и не позволить агрессии Японской империи экспортировать войну на всю площадь Тихого океана.
Главными героями выступают морские пехотинцы Юджин Следжиа и Роберт Леки, на слова которых, - собственно, на их мемуары, - опирается повествование.
Игнорирование отечественным телевидением «Тихого океана» иначе как преступлением против зрителя не назовешь. Эпичная по размаху кино-реконструкция театра военных действий на противоположной нам стороне планеты слишком внушительное сооружение, чтобы, как минимум, не обратить внимание. К сожалению, селекционеры и эфирные директора, по преимуществу, редко удосуживаются оторвать нос от данных с рейтингом сериала «Сваты».
Десять новелл, в сущности телефильма, начинаются эпиграфами: интервью непосредственных участников и черно-белая военная хроника. Каждая из десяти серий та или иная операция морских пехотинцев, ставшая эпохальной или переломной в кампании. Между этим - будни с вытаскиванием крабов из обуви, срезы на солдатские каникулы с девушками в Мельбурне или энурез, как способ взять внеочередную побывку от смерти. И в «Тихом», пожалуй, наиболее пугающая репрезентация врага как такового: японские солдаты здесь полутени, неудержимым, неисчерпаемым смертоносным потоком бьющие из джунглей, шагающие заголенной грудью на пулеметные очереди.
Для адептов Великой отечественной принять тот факт, что война была, все-таки, Второй мировой - несколько сложно. Поэтому, разумеется, патриотический пафос и гордость американцев за «надрали япошкам задницу» им понять будет еще сложнее. При всем при этом, патриотическая патетика оказывается весьма условной и держится ровно две серии. Затем окончательно исчезает с линией Джона Бэсилона - героя, получившего самые важные американские медали за службу, отчего в качестве экспоната и продавца военных векселей отправленного на Родину. Пропаганда унижает любой патриотизм. Более того, его низшая форма - монетизация патриотизма - априори не может быть поводом для размахивания флагом.
Давно не секрет внушительный талант спилберговского продюсерства. А вот Том Хэнкс оказался серым кардиналом. Впрочем, это не первый проект Хэнкса на тематику в директорском кресле. Как, собственно, и не первая работа со Спилбергом в контексте Второй мировой войны. «Тихий океан» исключительно продюсерская работа (что, в общем-то, свойственно всем телевизионным продуктам), где режиссеры - марионетки, люди расставляющие декорации и камеры. Маниакальная детализация, вплоть до размеров пятен пота на рубахе, насколько возможная историческая точность, учитывающая даже цвета кожаных накладок на ботинки - это личный интерес Хэнкса и Спилберга к проблематике. Их увлеченность обозначенным периодом тут центробежная сила, маховик, двигающий могучую конструкцию единым фронтом.
«Тихий океан» рифмуется с Хемингуэевской антивоенной прозой, с тем, что колокол, так или иначе, звонит по всем. Ясная, четкая мысль здесь проговаривается с чистотой художественного языка. Весь ужас войны заключается далеко не в раздоре двух сил или геополитических притязаниях. Всё чуть локальнее, но куда страшнее: когда примерный мальчуган из зажиточной семьи начинает выковыривать ножом золотые зубы у трупа изо рта - любой геополитический спор становится ничтожным недоразумением на фоне вселенского падения человека, изуродованного войной.