Заключительная серия трилогии о путешествии туда и обратно Бильбо Бэггинса.
Убийца-дракон Смауг выбит из-под Одинокой Горы, и летит мстить жителям Озерного Города за коллаборационизм с гномами (где скоропсотижно будет сражен стрелой Барда Лучника).
Гномы с Торином Дубощитом во главе окопались в освобожденном королевстве, чтобы охранить вновь обретенные несметные богатства.
Люди и эльфы, в пароксизме жажды золота, выступают на взятие штурмом гномьего царства.
Пробудившееся зло в лице (глазе) Некроманта (по факту - работающий под прикрытием Саурон) руками орков хочет заграбастать Эребор для базовой твердыни при дальнейшем наступлении на Средиземье.
Бильбо Бэггинс разрывается между правдой, дружбой, предательством и одной четырнадцатой вознаграждения.
К финалу «Хоббит» окончательно идет сеткой трещин, а повествовательная логика местами и вовсе опускается. Недостаточность оригинального материала не спасает даже введение альтернативных (любовных) линий и открыточно-красивых затяжных планов («Битва пяти воинств» самая короткая из Джексоновских трилогий - какие-то два часа двадцать минут).
Почти все сюжетные ходы провисают или обрываются на полуслове. Ну, кроме, разве что, отношений Торина Дубощита с камнем Аркенстон и немножко дрязг с Бильбо (сцена, в которой Дубощит просит прощения у Бэггинса, сравни признанию в любви и несколько отдает «Горбатой горой»).
Вся возможная драматургия переносится Питером Джексоном на поле боя. Это уже не стороннее наблюдение, это работа летописца, где фиксируемая им битва - камни-образы в фольклор сегодняшней поп-культуры.
Режиссер последовательно избегает полутонов, являя перед зрителем кристалл - экстракт - борьбы Добра со Злом (собственно, этим слово в слово вторя Толкину). При этом судьба мира вершится совсем не в массовой резне, а на уровне индивидуальностей (драка Дубощита и предводителя орков Азога).
Однако среди тектонических сдвигов глобального масштаба Джексон фокусируется на крошечном Бильбо Бэггинсе (читай - обывателе), для которого война, в первую очередь, отнюдь не потенция к обретению воспеваемой потомками славы, а разрушение того уютного и теплого, чем каждый из нас дорожит, - дома.
И именно поэтому силы Света просто обязаны сокрушить силы Тьмы - не для того чтобы короли засвидетельствовали на скрижалях рукотворные победы, а для того чтобы обыватель исправно варил похлебку, не задумываясь о возможных бурях за стенами собственного дома.
С трилогиями «Властелин колец» и «Хоббит» Питер Джексон перешагнул кинематографическую реальность и вторгнулся в нашу действительность, тем самым (впервые, пожалуй, со времен радиопостановки Орсона Уэллса «Война миров»), расположив детскую сказку в массовом сознании где-то между мифами Древней Греции и реальной историей.