Сразу стоит отметить, что попасть на «2012» в первую неделю проката было почти невозможно. Реклама свое дело сделала. Стада жаждущих (и жующих корм-поп) атаковали синема Донецка. Но и даже в будний день зал Шевченко оказался заполнен на 70%. Есть подозрения: тенденция сохранится до финала, пусть со всех углов и слышатся недовольные возгласы последним творением Роланда Эммериха.
Несколько слов о, в общем-то, отсутствующем сюжете. Из-за небывалой солнечной активности ядро Земли разогревается. Ученые делают вывод, что совсем скоро планете придет полный капут. И даже стала известна приблизительная дата конца всего сущего. Правительства всех государств продают билеты на ковчеги по миллиарду за койко-место, собирая невероятные барыши, за счет которых, собственно, и строят эти самые ковчеги. Параллельно писатель-неудачник Джексон (Джон Кьюсак) везет детей на пикник в Йеллоустоун, где знакомится с очаровательно сошедшим с ума Чарли (Вуди Харрельсон). Чарли на высоких нотах голосит о приближающемся конце света, но Джексон не верит до тех пор, пока мир не трескается пополам.
Было бы глупо предъявлять ленте про широкомасштабную компьютерную графику трюизм сюжета. Однако скатывающийся с самого начала к откровенной чепухе и абсурдизму, фильм вызывает нервную усмешку. Железобетонный шутки из розовощеких 80-х (к примеру, добрый черный президент, раздавливаемый авианосцем) начинают раздражать ко второй трети картины. А совершенно примитивный хеппи-энд совсем уж вызывает желание плюнуть в полотно экрана. Впрочем, фильм-то для семейного потребления (пресловутые семейные ценности, упомянутый счастливый конец), отчего послать нашу общую родину в ад - коммерчески нецелесообразно. И Эммерих знает это лучше всех нас.
В сущности, назвать «2012» цельным кинопроизведением не получается вот никак. Больше это похоже на посещение луна-парка с рядом аттракционов. Тебя неспешно, с неудачной попыткой развлечь дурацкими шутками в перерывах, переводят из одного помещения в другое, чтобы ты сказал в очередной раз «ах!» - и тебя тут же тащат на следующую площадку.
Несколько диким кажется тот набор штампов и клише, который Эммерх понадергал, пожалуй, изо всех фильмов за последние лет двадцать. Тут тебе и «Скорость», и «Терминатор», и «Титаник». Некоторые места сняты будто под кальку, вплоть до цветового решения и баланса камеры. И никакой размах не скрывает этого.
Роланд Эммерих шел к масштабам разрушения планеты пусть медленно, но неотвратимо, как прогноз Майя из обсуждаемого фильма. Укатав в пыль Белый Дом в «Дне независимости», заморозив Северную Америку в «Послезавтра», в «2012» он, таки, устроил большой бада-бум. Складывающаяся напополам Калифорния, реки раскаленной магмы сжигающие Гавайи, километровые цунами заливающие Гималаи. Все это, разумеется, смотрится круче, чем закатывание помидоров в трехлитровые банки. Но вот после консервации остается удовольствие от проделанной работы. От просмотра «2012» только легкое удивление самому себе - и стоило ли это денег на билет?