Загадочная Турандот

Лучше одной итальянской оперы может быть только другая итальянская опера. Даже если она про китайцев. Это я посмотрел третьего дня Турандот в донецком академическом театре оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко.

Финал оперы Турандот
Красочный финал оперы Турандот

Что отличает оперу от прочих видов так называемого культурного досуга? Две простые вещи: в оперу обязательно нужно идти подготовленным, то есть зная либретто наперед, а также обреченно понимать, что сегодня конкретно эта опера с конкретно этим составом может прозвучать намного лучше/хуже, чем вчера. Чем-то похоже на качественно запрограммированную русскую рулетку.

Иначе ходить в оперу смысла совершенно никакого. Сегодня можно качественные вещи и на Ю-Тубе послушать. И в случае живого, а не виртуального похода даже спасительные субтитры не помогут. Считаю, что даже в случае с русскими операми субтитры эти нужно все одно запускать, так как разобрать вменяемому, но неподготовленному человеку о чем именно завывает та или иная госпожа в той же Иоланте решительно невозможно. Не говоря про китайцев, которые поют на итальянском.

И чем больше эту самую оперу слушаешь, тем больше хочется, в отличие от того же кино, где просмотр одного и того же фильма два раза подряд явление возможное, но не такое уж и частое. Сравниваешь, сопоставляешь, видишь разницу в интерпретациях сюжета и сценографии, а также подаче.

Опера Турандот - самая дорогая в истории донецкого театра и премьера ее состоялась только в мае 2011 года. Говорят, что Летучий голландец, который тоже ставят за спонсорские деньги, значительно круче по затратам, и некоторые его уже видели не только на репетициях, но и на премьере в декабре. Не факт, что вообще послушаю Вагнера в донецкой интертрепации в ближайшее время.

Премьерный показ Турандот состоялся с участием иностранных звезд и прочей передачей восхитительной атмосферы легендарного Китая, но это не про нас. На эту премьеру никто из творческого коллектива Говорит Донецк так и не попал, но что мешает нам сделать тоже самое в обычный день?!

Сценография донецкой Турандот действительно богатая и постановка очень яркая и даже сочная. Говорят, что денег эта опера стоила больше миллиона в национальной валюте и неслабую помощь оказал Владислав Дрегер, который не первый год одиноко томится в столичных застенках, отказываясь делиться неправедно нажитым с теми, кто может мобильно и эффективно нажитым распорядиться.

Выглядит все предельно красиво. Практически вся труппа Турандот в разнообразных шелках натуральных, усыпанных стразами. Потому что именно так и ходили в легендарном Китае герои итальянских опер.

Голова дракона, низвергающая героев одного за другим, и детский хор, который поет непонятно откуда. Как и хор мертвых душ. Отличные, отличные находки! И поют очень жалостно. Хочется плакать постоянно, а не только на двух ариях Калафа.

Что рассказывать? Живет себе такая неприступная баба со странным именем. Живет и горя не знает. Если бы не отец, который постоянно напрягает красавицу, подгоняя ей тупых женихов знатного происхождения, каждому из которых эта баба задает три загадки.

Если не отгадывает жених хотя бы одну, то и голова с плеч. Много разнообразных холостых вельмож головы сложили в легендарном Китае, очень много. Серьезно пострадал знатный генофонд.

В страшны год Тигра в Поднебесной внезапно появляется свергнутый (!) татарский (!!) царь (!!!) по имени Тимур, который путешествует в сопровождении рабыни китайской же и сына со странным для татарина именем Калаф. Может, он грек?

Горячий греческо-татарский паренек сразу же запал на принцессу и собрался отгадать три простых загадки, которые открывали путь не только к сердцу прекрасной брюнетки. И отгадал он эти загадки в легкую, без всякого труда, что характерно. Уж и непонятно почему все предыдущие претенденты так с ними мучались.

Не исключено, что принцессе этой уже в годах приличных таки скучно стало одной разглядывать головы, снесенные с плеч персов, индусов и прочих жителей отдаленных районов азиатского континента.

Великий Советник Пинг, Великий Прорицатель Панг и Великий повар Понг недальновидно предполагают, что больше в Китае нет женщин безумных. Если вспомнить о том, что растет Турандот совсем без матери, которая явно сбежала с юным мандарином от властного, занудного и слишком правильного отца, чьи действия полностью подчинены протоколу, то многое станет понятно.

Плюс ее мучают подавленные детские воспоминания про групповое изнасилование незваными гостями с севера незабвенной глухонемой бабушки с нормальным китайским именем Лоу Линь. И насильники очень, очень походили на пришельцев. Не исключено, что папаша Тимур в действительности еще и дедушка главной героини.

Есть мнение, что после этого несчастья и пошли в роду и Линей эти странные имена. Папашу Турандот зовут Альтоумом, например. Отчество его официально не Тимурович, конечно. Тут у кого угодно психика пошатнется.

В общем, стало Турандот Альтоумовне жалко бородатого юнца, который и не пожил совсем. Разве что с рабыней Лиу, судя по всему. Смягчилась и загадала легкие загадки, не иначе. Ответы на которые Надежда, Кровь и Турандот, собственно.

Сердце принцессы - не камень, но вот все остальное – стена непробиваемая. Турандот и не собиралась отдавать свое тело и принадлежать, как изволила выразиться сама героиня, непонятно кому и продолжает публично упорствовать в своем девичестве. Нет, я совсем не такая, я просто жду здесь знаменитого пекинского трамвая.

На что татарский принц в изгнании мудро протянул женщине спасительную соломинку. И предложил отгадать его имя. Дескать, если до утра принцесса отгадает, то со спокойной совестью сделает секир-башка гостю, а если нет, то тогда уже ничего не поделаешь, пойдет под венец.

Принцесса приложили максимум усилий, мобилизовала всех подданных посредством средневекового краудсорсинга и устроила форменный мозговой штурм. Не помогло.

Пришлось прибегнуть к проверенным методом: подкупу, шантажу и насилию. Взяли папашу Калафа и рабыню, которая любила юношу не только как господина, судя по всему.

Она и отдала свою жизнь и за престарелого низвергнутого татарского царя, и за его сына, но так и не сказала хитроумным мучителям имя протагониста, чья ария в начале третьего акта считается одной из самых известных в мире оперного искусства. Это я про арию Не спать!, с которой Пол Поттс выиграл конкурс Великобритания маэ талант.

Уже было позвали палача по имени Пу-Тин-Пао, что заставило некоторых вздрогнуть, но нет, рано.

Служанка технично перевела стрелки на самою себя и сделала харакири кинжалом, который был хитро спрятан в веер. Не все так просто с этой китаянкой, которая не только была любовницей юного татарского принца, но и скорее всего была японской шпионкой при рухнувшем дворе его отца.

Татарский принц, который ради похоти подставил и собственного отца, и влюбленную в него женщину, которая отдала жизнь во имя великого чувства, буквально над не остывшим еще телом влюбленной рабыни грубо домогается холодную иностранку. И побеждает.

К отцу и народу пара выходит вместе, распевая про то, что на самом деле принца звали Любовь.

Концовка довольно скомканная и не самая логичная, как для Пуччини, но и не он ее писал. Опера вообще для него нетипичная: она состоит из положенных трех, но очень длинных актов; большую роль играет массовый хор, который просто чарует; внезапно сильная линия народа, который обычно отсутствует в подобного рода постановках, зато присутствует изрядная мешанина из циничных мудрствований лукавых министров, линия холодной и неприступной Турандот и как бы тема всего такого героического из себя Калафа, безжалостно мучимого повышенным уровнем тестостерона.

Говорят, что на премьере в Милане дирижер Артура Тосканини в середине третьего действия остановил музыку и объявил, что именно тут выпало из рук Пуччини выпало перо. Маэстро умер после операции на горле в Брюсселе, а вместе с ним умерла и итальянская опера.

Считается, что сразу после смерти служанки, когда татарский принц оплакивает простолюдинку, а Турандот неожиданно понимает, что влюблена в бородатого юношу, и должна заканчиваться пиеса.

Иначе получается какое-то дуроскопное мыло. И все равно ходим, и все равно слушаем, и некоторые с платочками даже на что-то надеются.

Свадьбу снова не показали. Зато два минимум трупа. Все, как положено: любовь, кровь и прочие корнеплоды.

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк