Джон Шемякин о русском театре, бессмысленном и беспощадном

Первый русский любительский театр. Роковыя страсти за кулисами царских палат.

Первым из русских, кто увидел живого Мольера на сцене, был посол в Париже Потёмкин. Было это в 1668 году. Посла и его сына, по случаю похода в театр надевших на себя практически всё, что было из мехов в гардеробе посольства, привели на постановку мольеровского "Амфитриона".

На сцене играл сам Мольер и его труппа. На посла игра Мольера впечатления не произвела. Да и сюжет "Амфитриона" посла не впечатлил. Возвращается герой с войны, усталый, а в это время Юпитер, приняв образ героя, спит с героевой женой, которая рожает впоследствии богатыря по имени Геркулес (Эркюля). Случай, может, и типичный для Франции и для Парижа даже комедийный. Но вот русскому человеку в далёком от родного доме Пале-Рояле на такое смотреть было просто больно.

Какой-то Юпитер, какая-то беспутная Алкмена, какой-то, исусиоборони, Аргатифонтид - фиванский полководец, сам этот служивый Амфитрион...

Бред! Изнурительная оргия! Один принимает вид другого, потом ещё один раз другой принимает вид третьего, эта ждет, но вздыхает, тот врывается, но робеет...

Где правда жизни? И потом, где мораль, где нравоучение в конце, почему никого не наказали?! Что это за комедия?! Блуд один.

Особенно обидно, что результатом сатанинского блуда с Юпитером является не закономерное запарывание батогами Алкмены, а рождение чудо-Геркулеса, статую которого послу уже показывали во всей геркулесовой солидной одаренности.

На всякий случай, посол про "Амфитриона" на родину ничего писать не стал. Пришлось бы пересказывать в отчёте сюжет, что само по себе срамно. Подъячих только соблазнять. Пришлось бы ещё напряжённо отвечать на обязательные вопросы, а не было ли умысла на унижение чести государя Алексея Михайловича? Тут с разбегу не ответишь, придётся врать, выкручиваться. Запутаться легко.

Поэтому в статейном списке Потёмкин написал, что видел он в тот день только всадника-араба, который скакал по королевскому парку весьма ловко, выделывая всякие сложные забавы.

Первым режиссёром-постановщиком Мольера на русской сцене была, царевна Софья Алексеевна, которая у себя в Кремле в 1678 году закатила шоу из мольеровского "Доктора принужденного". Можно даже так сказать - первым русским режиссером театральным была Софья Алексеевна.

Представление состоялось в именины царевны, на её "половине". Сохранился список с афиши. Состав труппы царевны Софьи внушает трепет. Вот он ( в скобках даны какие-то мои ненужные примечания).

"Сгонарель, дровосек - князь Юрий Александрович Долгоруков (боярин с 1650 года, один из составителей Соборного Уложения царя Алексея Михайловича, действовавшего до 1839, примерно, года).

Марфа, его супружница - княжна Анна Ивановна Хованская ( дочь "того самого" Ивана Андреевича Хованского, воеводы, который в 1682 году примет активное участие в стрелецком бунте, в результате которого Софья станет фактической правительницей России. В результате бунта будут убиты боярин Артамон Матвеев, дядя молодого царя Петра - Афанасий Кириллович Нарышкин, князь Григорий Григорьевич Ромодановский, а среди прочих убьют исполнителя роли дровосека Сгонареля князя Юрия Александровича Долгорукого - главу Стрелецкого приказа и его сына Михаила Юрьевича Долгорукова. Самого Хованского тоже убьют, но несколько позже, тоже вместе с сыном, на околице села Воздвиженское, что по Ярославской дороге. Убьют Хованского люди царевны-режиссёра Софьи Алексеевны. Убьют в её именины, в годовщину премьеры Мольера, иначе сказать).

Роберт, сосед его - князь Василий Васильевич Голицын (любовник режиссёра и фактический соправитель в годы правления Софьи, плохой полководец, хороший дипломат, полиглот, после падения Софьи будет вывезен в ссылку в Пинегу, где и умрёт в 1714 году. Робинзон Крузо в книге Дефо "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо..." вывозит сына Голицына в Европу, выдав за своего управляющего, что, конечно, является вымыслом. Обладал несомненными актёрскими способностями, которые отчасти передались его внуку - Михаилу Алексеевичу Голицыну, шуту при Анне Иоанновне по прозвищу "Квасник", известному персонажу перфоманса "Ледяной дом").

Герон, боярин - князь Яков Никитич Одоевский ( в царствование Фёдора Алексеевича состоял "у царского сыскного дела", а до этого давил по углам соратников Степана Тимофеевича Разина, предок известного русского популяризатора науки и сказочника Владимира Федоровича Одоевского, подарившего нам "Городок в табакерке" и прочие чудеса Гамозейки. Ещё Владимир Федорович написал про Москву будещего: "между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». )

Луцында, дщерь его - княжна Наталья Ивановна Барятинская ( хорошая женщина).

Валериан, дворецкий - князь Дмитрий Нефедьевич Щербатов (брат воеводы Сургута, будет крутить белы руки "Роберту, соседу его" - В.В. Голицыну при его свержении).

Лука, прислужник Герона - полковник Семён Фёдорович Грибоедов ( сын разрядного дьяка Фёдора Иакимовича Грибоедова, составителя "Истории о царях и великих князьях земли Русской", главного идеолога династии, обосновавшего, наконец, исторические права Романовых на русский трон, прямой предок Александра Сергеевича Грибоедова, будет соратником Хованского, будет разжалован, бит кнутом и сослан в Тотьму, умрёт в 1708 году).

Акулина, жена его - Анна Борисовна Шереметева ( дочь Бориса Петровича Шереметева, при Петре I ставшим самым значительным русским полководцем, нанёсшим первое поражение шведам в Северной войне при мызе Эрестфер, в 1703 году Шереметев возьмёт Вольмар, Нотебург ( ставший вскоре Шлиссельбургом), Мариенбург, из которого возьмёт к себе в портомои будущую императрицу Екатерину I, откликавшуюся тогда на имя Марта. Самой Анне Борисовне на момент исполнения роли жены Луки было, примерно, шесть лет - театральные условности).

Фибот - мужичок - Михаил Яковлевич Черкасов ( сын князя Якова Черкасова, из Черкесии вызванного царём Михаилом Фёдоровичем, лицо кавказской национальности, основатель первого в России Каменского железноделательного завода, тобольский воевода).

Перин, сын его - князь Григорий Афанасьевич Козловский ( окольничий, боярин, основатель города Сызрань).

Леандр, суженый Луцынды - князь Константин Осипыч Щербатый ( не путать с князем Щербатовым, активный и успешный каратель, сторонник маленького царя Петра, в день смерти царя Федора Алексеевича первым присягнул Петру Алексеевичу, склонив к присяге стрелецкий полк Карандеева, в итоге оказался в Енисейском остроге, к удивлению многих, умер сам после поход в Крым)"

Такая вот труппа актёрская. Такая вот "История одного спектакля". Первый русский любительский театр перед нами. Первым профессиональным театром стала в России труппа немца Кунста (Куншта), а состав первого любительского был вот таким.

Надеюсь, что телесно пострадавших и умственно заболевших после чтения всего вот этого будет не очень много.

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк