Как Дюна открыла дверь другой мир холодным летом

Я хорошо помню то лето: холодное, дождливое, безрадостное. Казалось, для того, чтобы пересчитать все солнечные, погожие дни, хватило бы пальцев одной руки.
Мне было четырнадцать.

дюна

Начиналось то время, когда девочка расцветает, меняется, учится носить женственные платья и все более уверенно испытывает мир вокруг себя на предмет собственной женственности. Поддержка отца, любовь матери, первый лифчик, крашеные пряди волос, все дела, траля-ля.

дюна

Для меня же это было последнее и самое мучительное лето в роли дочери для своих родителей. Надвигался развод, а каждый день начинался с адского скандала двух взрослых людей, у которых не осталось ничего друг к другу, кроме взаимных обид, оскорблений и ненависти. Не всегда это были просто ссоры. Не всегда все происходящее казалось реальностью. Тем летом я научилась причинять себе боль для того, чтобы не утратить истончающуюся связь с самой собой и реальным миром.

дюна

Вместо платьев и первых дискотек, я прятала лицо в капюшоне толстовки, руки - в карманах старых джинсов и все чаще думала о том, что, возможно, стоит рискнуть и однажды все-таки перерезать себе вены, чтобы прекратить эту моральную пытку, оставив роль семейного миротворца и телохранителя. Не попугать, нет. Не привлечь к себе внимание, нет. Просто уйти, потому что так жить было невозможно.
Сбежать любыми путями, куда угодно и какой-угодно ценой.
Только, чтобы не больно и наверняка.
Соскользнуть.

Именно тем холодным, отчаянным летом случилось все то, что подсознание заботливо, бережно и очень надежно упаковало в сотни слоев, спрятав в самом темном уголке души - иначе было не выжить, не встать, не найти наощупь ни дорожного знака, ни ориентира. Вот только на последующие двадцать лет были запущены механизмы саморазрушения, которые однажды чуть не стерли меня с лица земли, но сегодня речь не об этом.

Тем летом, в мои темные-темные четырнадцать, случилось два чуда. Два маяка, две ярких звезды, засиявших на темном-темном, безнадежном жизненном небосклоне.

Одна из них - "Три товарища" Ремарка, найденная случайно дома на одной из наших скудных книжных полок.
Потрепанная книга в мягкой обложке, со сделанными чужой рукой пометками на полях, она неизвестными путями попала в наш холодный, гулкий от крика и одиночества дом - и с первой страницы покорила мое сердце.

История опаленной огнем Первой мировой войны мужской дружбы, потерянного поколения, красивой и обреченной любви Робби и Пат, неравной борьбы с неизбежностью и скупым, трагичным финалом, который я до сих пор помню наизусть открыла для меня меланхоличного, мудрого, неприкаянного Ремарка и его хрустальных героев. Много после были "Ночь в Лиссабоне", "Жизнь взаймы", "Триумфальная арка" и другие романы, но именно история Робби, Пат, Отто, Ленца и "Карла" осталась моей любовью, гимном дружбе, преданности и любви.

Вторым чудом того лета для меня стала "Дюна" Девида Линча. Помню, как лежала на полу перед стареньким телевизором и всматривалась, забыв дышать, в темные силуэты фрименов с ярко-синими глазами. Звездолеты, бескрайние пески, мужчины в черных комбинезонах, женщины с закрытыми лицами, которые вершили политику, песчаные черви и черноглазый Кайл Маклахлен в роли Пола Атрейдеса почему-то остались со мной надолго или, пожалуй, навсегда.

Это был другой мир, таинственный и увлекательный. Он повел меня за собой и оставил неизгладимый след, как в жизни, так и в творчестве, показав силу женщин и отвагу мужчин. Кто читал мой "Поток", тот поймет, о чем я, и откуда взял начало визуал, в который выстроились буквы моего первого романа. Это дань той "Дюне", и той длинноногой никому не нужной девочке, которая влюбилась в историю Френка Герберта с первого взгляда и до последнего вздоха.

Весь последний год, увидев трейлер новой Дюны с Тимоти Шаламе в роли юного герцога, я предвкушала. Боялась и замирала от страха, понимая, что экранизировать тягучий, неспешный, эстетически-бзукоризненный роман Герберта фактически невозможно: Линчу это частично (со скидкой на 1984 год) удалось, о попытках других режиссеров не хочется вспоминать (омерзительно морщусь и грязно ругаюсь).

Пересмотрев трейлер в двести одиннадцатый раз и прочитав рецензии, я пришла к выводу, что можно рискнуть. Дени Вильнев бережно отнесся к оригиналу, а визуал, подбор актеров и музыкальное сопровождение добавило ленте немало плюсов, даже если все остальное никуда не годится. Оставив сопливого Вовку на дедушку, а недоупакованные к переезду вещи до лучших времен, я сегодня поехала... даже не в кино, даже не на экранизацию фильма моей зарождающейся юности и самоидентификации. Я поехала на встречу с самой собой.
И это было прекрасно, друзья.

Минимум дилогов, максимум изумительной операторской работы, взглядов, деталей, горячего ветра и дюн. Фильм потрясающей красоты, глубины и, что удивительно, правильного ритма.
Тимоти Шаламе в роли Пола прекрасен (прости, Кайл!), обманчиво-хрупок и наивен. Леди Джессика - двулика и непроста, но трогательно хороша. Герцог Лето - человек слова, для которого долг и человеческая жизнь несоизмеримо ценнее спайса. Дункан Айдахо - неукротимый воин и преданное дому Атрейдесов сердце.

Два с половиной часа погружения в мир Дюны - они были прекрасны. Это тот случай, когда лучше один раз посмотреть, чем прочитать десяток рецензий. Тот повод, чтобы встретиться с самой собой и заглянуть в собственную душу. Тот фильм, который удачно переродился и снова остался с тобой навсегда.

Браво, Вильнев.

Ксения Резникова

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк