Пришло время посмотреть мультики. Тем более что мультфильм от замечательного, великого и ужасного в своих фантазиях режиссера Хаяо Миядзаки - «Рыбка Поньо на утесе».
Глянуть картину стоит еще и потому, что не так уж и часто на большой экран Донецка попадает аниме. Последний раз на моей памяти такой праздник произошел года три назад в «Звезде». Тогда какие-то добрые люди крутили с помощью двд-проигрывателя «Паприку» Сатоси Кона. Пикантности тому показу придал «он-лайн» перевод. Некая девушка, с весьма высоким голосом, пыталась в живом режиме дублировать японскую тарабарщину. Было не скучно. Не сочтите за рекламу, но «счастье-счастье» крутит все так же «Звездочка».
Одним светлым утром пятилетний карапуз Сооске находит на берегу моря красную рыбку. Рыбка - то ли детская варежка, то ли чехол на самовар - оказывается не простая, а дочь местного подводного волшебника Кашимото. Кашимото - гринписовец в полосатом макинтоше - совсем чуть-чуть болен идеей освободить Землю от «биологически опасных, гнусных людей». Ради чего, собственно, готовит некое зелье без названия; и, конечно, не хочет бросать свою дочь на поверхности. Тем временем Сооске нарекает рыбку Поньо, угощает ее ветчиной, отчего их дружба крепнет, а Поньо уже не хочет домой. Но Кашимото не был бы магом, если бы не забрал свою кровинушку обратно А Поньо не была бы дочкой мага, если бы не выбралась из-под домашнего ареста и не обернулась круглощекой девочкой. Вот этим превращением Поньо нарушает баланс волшебных сил в мире: маленький японский городок оказывается под водой. И Сооске, с новообретенной подружкой, на пластмассовом кораблике отправляются искать правду и маму Сооске.
После достаточно сложных визуально картин «Ходячий замок» и «Унесенные призраками», Миядзаки вернулся к тому очаровательному и характерному ему минимализму, который можно было видеть в «Возращении кота», «Навсикае» и шедевральном «Порко Россо». Однако при всей нарочито простой двумерной картинке детали, краски, бэк-граунды и бэк-персонажи делают из «Поньо» объемное, не побоюсь этого слова, кино.
Миядзаки не изменил своему принципу: как обычно в мультфильме полным-полно всяких квазиморфных созданий, волшебства и странного транспорта. По крайне мере корабль Кашимото с лапами черепахи - это забавно. Ну и, разумеется, поднимаемая им из фильма в фильм тема «оживотвления» людей, где человек такой же участник природного круговорота, как и любое другое существо планеты.
В Каннах-2008 «Поньо» шла во внеконкурсной программе вместе с новым аниме «Небесные тихоходы» культового Мамуро Осии. Последний, после просмотра творения коллеги, высказался на счет Миядзаки весьма критично. По словам Осии, Хаяо в очередной раз снял сентиментальную песню с философией весьма далекой от действительности. Безусловно, рассматриваемая Мамуро Осии тема цифрового общества и отношений машина/человек более насущна, жестока и правдива. Он следует в научных тенденциях футуристов, призывая людей оставаться людьми. А Хаяо Миядзаки странным образом удается без научно-фантастической зауми сочетать в своих сказочных полотнах целый ряд вопросов: мифологию, силы природы, любовь, жизнь, смерть и общечеловеческие ценности. В общем-то, оба японских режиссера занимаются одним и тем же; впрочем, высказать «фи» никогда не мешало здоровой конкуренции и рекламным кампаниям.
И еще. Со всеми мультиками Хаяо наблюдается интересная закономерность. Выдержав первых пять обычно занудных минут, дальше оторваться от экрана практически невозможно. Даже на бутерброд или драку под окном. И все же: «Рыбкой Поньо» отчетливо видно погружение стареющего режиссера в глубокое безрассудное детство - картина наиболее галлюцинаторная из всех, что снял Миядзаки. То есть, к концу повествования ты однозначно провалишься в кроличью нору вырытую по-детски воспаленными фантазиями Хаяо. И, знаешь, это совсем неплохо.
Комментарии
А где смотреть-то? Ну кроме как дома 8--). В Звезде в расписании не вижу, а кроме как там другие кинотеатры пока что в показе подобного материала не были замечены. Он у меня дома лежит уже давно, но все руки не доходят... А вот устроить коллективный поход с друзьями на него было бы очень неплохо.
Tort пишет, что в Звездочке. Я так понял, это был либо сеанс для узкого круга, либо на прошлой неделе шел, но теперь закончился.
А что, разве еще кто-то не смотрел? Я еще летом смотрел. Накачал себе в mkv формате. Хочу переделать для просмотра на стационарных бытовых плеерах, но пока руки не доходят.
Я не смотрел. Честно говоря, фамилия Миядзаки мне знакома, но слово аниме слышу впервые :)
всё, говорят уже нельзя посмотреть
Миядзаки гений, его имя - знак качества
Эти мульты не аниме. Точнее, не то, что в классическом варианте аниме. Я бы не назвал Миядзаки таким уж гением. Есть у него откровенно слабые мульты, типа Корабль-призрак. Но мульты очень особенные. Для семейного просмотра.
никто и не настаивал, что гражданин Миядзаки - гений. он просто хороший, даже великолепный, сказочник. при этом он более прямой, чем, скажем, сказочник Тим Бертон. и, как по мне, поковырявшись - в опусах Бартона найдешь меньше, чем - не ковыряясь, кстати - в Миядзаки.
что касается "Корабля-призрака". в том далеком 1969-м Хаяо работал над мультом в качестве аниматора и, если не ошибаюсь, каким-то там по счету помощником режиссера. а, собственно, режиссер - Икеда Хироси.
а аниме вопрос спорный. тут тебе и кавай, и меха, и киберпанк... но немногие из режиссеров имеют свой стиль. что, в сущности, и есть аниме в мире. остальное - для внутреннего рынка.