Дебют украинского кино в Каннах, как и положено, ознаменовался скандалом. Как и положено вна Украине, скандал этот связан с заклятыми друзьями - с Россией.
Тизер Счастье мое
19 мая в фестивальном дворце показали ленту "Счастье мое" украинского документалиста Сергея Лозницы, который где-то собрал денег на дебют и забабахал полнометражную художественную ленту в которой почему-то объектом критики выбрал... Россию. Беспроигрышный ход, который сулит как минимум возможность быть замеченным критикой. Особенно на фоне михалковских Утомленных Солнцем-2, которые вообще непонятно как попали в Канны. Сравнение не случайно.
Шансы Счастья моего на успех вряд ли серьезно пошатнутся, потому как лента еще одного матерого антисоветчика и известного демократа Отара Иоселиани Шантрапа, где играет Ступка-старший и чьи съемки происходили вна Украине, была показана в тот же вечер, но ее отобрали для так называемого специального показа в рамках кинофестиваля.
Украинские источники называют Счастье мое просто "Жесткая чернуха с лечебным эффектом в жанре "роад-муви" призвана раскрыть тему гуманизма." Люди, которые посмотрели кино украинца про российские реалии, пишут совершенно отчетливо чуть иначе:
Там правда дальше сравнивают Михалкова и Лозницу в духе Слон и Моська, и советы Тиму Бёртону, кого и за что награждать, что портит весь эффект, но выделенный фрагмент текста показателен.
Тут срабатывает феномен Look who's talking. Причина тому - иностранный статус режиссера. Будь он хоть украинцем, хоть американцем. Если бы такое же кино снял русский, то воспринималось оно совершенно иначе и такой болезненной реакции, как минимум в России, не вызвало. Потому что в глубинке российской происходят страшные вещи. Как и в украинской, беларусской, таджикской, британской или американской. Вна Украине же счастье и благость: и дебютировали, и бородатым западным монголам досадили.
Судить по трейлерам и тизерам о кино в целом - последнее дело. Какие-то определенные выводы, тем не менее, сделать можно даже из вышеуказанного тизера. Судя по всему художественная лента снята, как и положено в случае с экс-документалистами, с применением модной в прошлом сезоне камеры-наблюдателя и в духе, стандартном для манипуляторов - "фильм основан на реальных событиях". Дед Мазай на кажется саврасой лошадке подбирает пьяного, замерзающего человека у кладбища. Идеальное попадание в привычную западную парадигму дикой Рашки, где по улицам бродят пьяные медведи, играющие на балалайках!
Реакция западного зрителя на унылое и набившее оскомину, будет поспокойнее, чем российской критики. Слишком предсказуемо. Вот если бы медведи были слонами и педерастами, которые в редкие минуты досуга играют на варганах, объевшись корневищ шалфея, то тогда может быть и зацепило бы взыскательного европейского зрителя. И то вряд ли. Потому как всё уже было в этом лучшем из миров!
Середина турнирной таблицы максимум!