Есть группы концертные и есть студийные. Есть группы, которые прекрасно звучат на открытых площадках, а есть клубные, для прокуренных тесных помещений, где границу между зрителем и музыкантом провести сложно. И сплошь и рядом бывает так, что группа которая хороша в записи или на стадионе, в живом клубном выступлении смотрится буквально жалко. И вот такие коллективы считаю недостойными внимания.
Это все к чему? На прошлой неделе довелось посетить клубный концерт харьковской группы 4.А.Й.К.А. в донецком заведении Liverpool. Ливер - это такой подземный лофт с претензией на британскость, хорошей вентиляцией, круглосуточной кухней и очень длинной барной стойкой, где сцена почему-то установлена поперек вытянутого зала, вдоль которого на полу лежит еще и подиумный catwalk. И пусть в этом заведении низкая экранирующая крыша, но наличие мощного набора киловатт – списывает все недочеты. Какие там низы!!!
Первое знакомство с 4.А.Й.К.А. (далее просто Чайка) случилось летом 2003 года благодаря компакту, который подогнал какой-то Гриша из Харькова, подписавший свое электронное письмо странной фразой: Счастливых полётов во сне и наяву! Спустя несколько лет без этого слогана я уже не мог представить Гришу, который оказался Гариком и перестал бриться. Я сумел в полной мере оценить это высказывание только за рулем верного Крейсера Авроры, который разгонял под №1 и Хочу до 165 миль в час на заброшенном участке построенного во времена Эйзенхауэра интерстейта между Оклахомой и Миззури.
После ознакомления с компактом даже на убогом компьютерном аппарате, стало ясно, что в мои лапы попало нечто по нашим, по провинциальным меркам, необычное. Последний раз я испытывал подобные чувства, когда в 1996 году в мои руки попала магнитофонная кассета краматорского Приапического Картеля с домашней записью того, что спустя полгода, сто баксов и три дня в студии с дядей Лёшей стало Х-Punk, то бишь первым альбомом тогда многообещающей, а ныне влачащей непонятное существование питерской группы.
«Red Snapper харьковского разлива», - сразу же выдал по поводу Чайки музыкальный на тот момент критик Андрей Зимоглядов, с которым я тут же поспешил поделиться радостью.
«А чего? Я возьму! У тебя есть его контакты?», - сказал арт-директор на тот момент клуба Gung'Ю'bazz Леха Ивлев, которому диск был переправлен в мгновение ока. Так началась эта многолетняя донецкая эпопея харьковчан.
Осенью 2003 года 4.А.Й.К.А. впервые играла в Донецке и впервые в Гандже, который на несколько лет стал единственным местом, где счастливо летающих во сне и наяву можно было регулярно наблюдать в нашем городе в живую. В этом передовом по многим параметрам заведении не стоит говорить о сцене и об акустике. Их там просто нет. Однако именно там стало ясно, что Чайка - группа очень клубная и очень живая. Что для немого медного трип-хопа, как однажды довелось назвать стиль в котором играют харьковчане, очень странно. Сами музыканты на счет формулировок стиля загадочно отмалчиваются. Поклонники же придумывают всякое: от зубодробительного "неортодоксальный прогрессив фьюжн" и до невероятного "эйсид-джаз-хардкор". Что значат все эти слова по отдельности я еще могу перевести кой-как, но когда они собраны вместе, то тут и мой котелок закипает.
Осенью 2003 года Чайка еще и пела. В Донецк приехала четверка, ставшая классической Григорий Чайка (гитара), Алексей Чепиженко (труба), Станислав Соловьёв (бас), Артём Калинин (ударные) + вокалист Кирилл Овсянников. "О, да это же Ред Поппиз, я их знаю!", - сказал Корней, как только увидел всю банду на сцене. И действительно, такой коллектив значился в биографии у некоторых из.
"Около двух лет я вообще не занимался музыкой, где с 1998 по 2000. Решил завязать с карьерой, но песни писать не переставал. Точнее, песни сами из меня лились. - говорит Гарик. - Точно помню, как в 2000 году, а именно 20 августа, прямо на день рождения Стаса, который басист, я предложил ему сделать несколько вещей. Мы в детстве жили рядом, учились в соседних школах, но познакомились только когда мне было восемнадцать, а ему - двадцать. Я играл в The Delta, а он в много более статусном Devoid. Название Чайка тоже я предложил. Это моя фамилия".
Это было судьбоносное решение, как по мне. Кто бы ни был у Чайки вокалистом, без вокала они много естественнее, чем с ним. Уж лучше хорошо играть, чем средне петь. И нынешние композиции Чайки намного интереснее старых песен. И когда они звучат в Ливерпуле, с его низами, то словосочетание "мощная энергетическая волна инструментальной музыки" подходит как нельзя лучше.
"С трубой получилось вполне осознанно. Просто захотелось нового звучания. У нас были разные составы, разные инструменты, но остановились на этом. Говорят, что мы близки по духу Red Snapper, Theivery Corporation и Medeski Martin Wood. Это приятно", - признается Чайка.
Только лишь Чайкой нынешняя музыкальная жизнь Григория не ограничивается. Параллельно делаются еще какие-то, мне лично мало известные и во многом потому менее привлекательные проекты.
"В Sunsay меня пригласил Андрей Запорожец. Это полностью его идея. И точно так же как пригласил, он и отказалася от моей помощи. Я помог им сделать первый альбом в качестве гитариста: придумал партии, записался с группой и съездил с ними в презентационный тур. Продлилось это сотрудничество года полтора, с 2006 по 2008. - рассказывает Гарик. - Есть еще группа Кислород, которая появилась в 2006 году и существует по сегодняшний день. И это уже лично мои песни, моя музыка. Для этого нужна отдельная группа, не Чайка. Кислород - это мой личный взгляд на мир, и этот взгляд более роковый, гранжевый, альтернативный, называйте как хотите. Я очень любил и люблю рок-музыку. Хотя в будущем же Чайку хотелось бы видеть более танцевальной, не такой эклектичной, как сейчас".
Постмодернизм - знак эпохи. Все уже придумано и написано до нас. Про это знает не только Виктор Пелевин. В творчестве Чайки постмодернизм также присутствует, но очень ненавязчиво и в меру. Кусочки из Депеша, Глубокого пурпура, NERD, Нирваны и Матери Волка обыгрываются и переигрываются так, что узнать их практически невозможно. И потом они же составляются в одно целое и, в зависимости от аудитории, настроения или времени года переставляются местами, будто кубики конструктора, превращаясь из кашеобразного ничего в стройное нечто. Сами музыканты объясняют наличие заимствований отнюдь не попыткой пошутить над известными и знакомыми, но "отсутствием фантазии, ленью и желание что-то исковеркать что-то хорошее". Шутят все-таки.
"В этом году записан и вышел наш третий по счету и первый официальный альбом - Аэродинамика. - говорит Григорий. - Первые два - Живой альбом в 2003 и Неизвестное в 2006 - выходили самиздатом. Мы не довольны ни полиграфией, ни сотрудничеством с издателем, то бишь с Comp Music. Мы не знаем ни сколько издано, ни сколько продано. И даже кладбищенской полиграфией обложки недовольны, но это наш первый настоящий альбом - Ура"!
Понятие «хорошая группа» очень расплывчатое и смыслов в нем много больше, чем в двух словах. 4.А.Й.К.А. – группа хорошая, must listen to! И обязательно в клубе и в живую. Потому что все эти си-ди и ролики с Ю-туба - они в пользу бедных.
Счастливых полётов во сне и наяву!
Photo by Алексей Тишевский.
Комментарии
очень люблю Чайку! Не было меня только на тех концертах, на которых НЕ МОГЛО БЫТЬ меня физически. Например, из-за расстояния в пол-мира или пол-страны.
В один ряд ребят не с кем поставить.
А ещё помню, как несколько насторожено воспринимали их первые зрители в Донецке. Танцевать стали только на третьем концерте.
С тех пор так и танцуют. :))
Это называется танцуют?!
Ну, не всегда же попой крутить!
Попой крутить полезнее. И глазу приятно.
первые записи Чайки попали в руки году, наверно, в 05... живьем услышал намого позже (они выступали на 15-летие "Салона" подле "Головы")
Зимоглядов, в целом, прав относительно "Снепперов" и Чайки. но вот только от первых я быстро устаю, Чайку же слушаю без напряжения.