Несколько затянутое, но вполне грандиозное завершение трилогии об одном из главных супергероев современности - Бэтмене.
Восемь лет спустя после бесчинств Джокера в Готэм-сити. Город скатился в утопию. Теперь полиция переводит через дорогу инвалидов и взыскивает с библиотечных должников. Комиссар Гордон (Гари Олдман) собирается на покой, так и не воспитав подходящей смены. Бэтмен исчез с передовиц газет. Его вторая половина Брюс Уэйн (Кристиан Бэйл) замкнулся в своем особняке: растит бороду и топнет в болоте экзистенциальной меланхолии. «Уэйн Индастриз» все больше теряет в акциях и таким образом движется к своему логическому концу - банкротству.
Тем временем в утробе мегаполиса - канализации - вызревает абсолютное зло. Угрожающих размеров мужчина в пугающей маске по фамилии Бэйн (Том Харди) готовит для Готэма не просто социальную революцию, а коллапс прогнившей от коррупции системы.
«Темный рыцарь: возрождение легенды» вышел у Кристофера Нолана во всех смыслах эпическим. От неоправданно задранного хронометража, до слишком уж раздутых персонажей. Кристиан Бэйл дает такой градус падения личности, какой он же показал в гениальном «Машинисте». Женщина-кошка Селина Кайл (в исполнении Энн Хэтэуэй) наиболее, пожалуй, скучная из всей франшизы, и при этом самая человечная, лишенная звериного обаяния и магнетизма. Незаменимый Альфред (Майкл Кейн) в завершающей части трилогии неожиданно превратился из по-отечески обеспокоенного друга семьи в нежного брюзжащего старика с влажными глазами. И тут же, на фоне столь выпуклых героев, Люциус Фокс (Морган Фримэн) и Миранда Тэйт (Марион Котийяр) совершенно отбывающие. Не необходимые.
Истории о Бэтмене всегда жили злодеями. Где делом Человека-летучей мыши было в который раз подсказать человечеству, что индивидуальность и гений неизменно отвергаются обществом. Поэтому в антагонистах сериала завсегда числились удивительные артисты, в силах которых было это сыграть: Джек Николсон и Хит Леджер, Денни ДеВито и Джим Керри - в их героев верилось до финальных титров. Тут же все несколько иначе. Если по началу колоссальной мощности фигура Тома Харди нагоняет страх, то к середине фильма страх сменяет опаска, а затем приходит игнорирование.
Нолан в течение почти трех часов дергает за нити параллельных сюжетов. Плетет клубок интриги, сгущает краски. С каждой минутой «Темный рыцарь» становится все серьезнее. Мимолетные шутки и те выходят такими, что смеяться не хочется совсем. Между струнами нервного напряжения говорят о причинах социальной паранойи. Между окончательным раскрытием карт зловещей «Лиги теней» вводятся пассажи в сторону капиталистического общества потребления - его беспрецедентной лживости и иллюзии выбора. Для экранизации комикса столь тяжеловесное повествование с таким плотным соприкосновением с точками действительности, думается, будет излишним.
Но музыка все напряженнее, пульс внутри клубка достигает максимальной амплитуды. Ожидание пикового натяжения включает саспенс: вот-вот клубок разлетится в клочья, разразится полнейшим хаосом. Однако этого не происходит. Режиссера подводит собственный педантизм, четкое следование придуманной конструкции, отчего тот самый катарсис так и не наступает.
Кристофер Нолан поставил финальную точку в своей повести про Бэтмена. Точка получилась вполне себе жирная. И все же: едва ли «Темный рыцарь: возрождение легенды» станет лучшим фильмом лета.