Сомневался, а стоит ли писать рецензию на кино «Травка» (в оригинале Leaves of Grass). Что-то такое внутреннее, исключительно для американского рынка. А может вообще – просто кино, которому дорога только на Sundance какой-нибудь, да в фильмотеку синефила.
Режиссер тут Тим Блейк Нельсон. Его наш зритель может помнить разве что по ролям в «О, брат, где же ты?» и «Невероятному Халку». Продюсер – Эдвард Нортон.
Словом, есть два брата-близнеца. Билли и Брейди Кинкейды. Оба в исполнении Нортона. Первый – педантичный профессор философии, живущий по канонам древних Греков. Второй – в родной Оклахоме растит офигительную траву, задвигая ее «башке», - а по совместительству добропорядочному еврею-магнату, - Пагу Ротбауму, очень похожему на Ричарда Дрейфуса. Первый не желает видеть родственников. Второй разыгрывает брата своей смертью. И первому ничего не остается, как потащиться в Оклахому на похороны. Приехав по столь скорбному делу узнает, что смерть братца – фейк, а понадобился он ему, помимо того, чтобы дернуть вместе пару косяков, для разрешения проблем весьма криминального характера.
При такой постановке вопроса можно было ожидать некой тарантиновской или ричевской суматохи вокруг травы, денег и других радостей наркоторговцев. Тем не менее кино тихое, размеренное, почти усыпляющее и при всем том не отпускающее. Тут совершенно нет головокружительных сценарных трюков. Понятно, что еврей с которым братец-философ знакомится в самолете не просто «одноразовый попутчик» для заполнения пленки. Ясно, какое дело уготовил братец-флорист. Короче, если ружье висит – оно должно выстрелить. Однако смотришь. Ну, словно, когда дырка в зубе – само собою, что ничего нового в ней нет, а языком все время ощупываешь.
Режиссер Нельсон родом из Оклахомы. Но в фильме его родной штат вот нисколечко не поэтизирован, пусть и показаны луга да речки. Нет апломба в «словах», что наблюдается у того же Вуди Алена, когда он «говорит» о своих любимых Барселоне или Нью-Йорке. Нельсон констатирует, что за светящимися вывесками больших городов тоже, как ни странно, есть жизнь.
«Травка» будто слеплен из кусочков. Рваные, в целом, ни о чем диалоги сопровождающие ту или иную сцену. Вот Билли приходит к матери (ее играет все еще красавица Сьюзан Серандон) в богадельню, и они перекидываются фразами «Ты все еще боишься грозы? – Нет, я уже вряд ли чего-то боюсь». Брейди с другом едут в машине на дело рассуждая о том, что Бог – это две параллельные, которые, теоретически, никогда не пересекаются. То есть – недостижимое, идеал. А вот местная учительница читает Билли стихи у озера, наставая, что в стихах важен не размер, а чувство. И не смотря на эту рваность кино целостное. Не вызывающее раздражения от недосказанности.
У кино «Травка» есть одна замечательная особенность: в нем говорят просто, о простом и, главное, не делают при этом многозначительное лицо. Это, конечно, не две параллельные, но вполне неплохо.
Комментарии
Смотрю в поездках Weeds/Косяки. Замечательный сериал на сходную тему.