Продолжаю приобщаться прекрасному - третьего дня посмотрел замечательный в некоторых отношениях фильм Фауст, снятый режиссером Александром Сокуровым.
Я знал, что лента эта получила Золотого Льва на Венецианском кинофестивале, а потому был уверен, что смотреть придется долго, нудно и скучно. Предчувствия оказались верны.
Зловещие предзнаменования стали обретать реальные очертания, когда стало понятно, что картина снята на государственные деньги и Сокуров, чтобы погрузить актеров и зрителей в материал, снимал на языке оригинала. Стало понятно, что Фауста, который живет в голове у каждого, посмотреть не удастся. И снова бинго!
Судя по задумке, действие картины происходит где-то в XV веке, когда и берет свое начало европейская байка о докторе Фаусте - физиологе и философе.
В чешском или австрийском вроде как городке, расположенном у подножия горы, живет образованный и начитанный интеллектуал, которому нечего есть, потому что вместо того, чтобы заниматься практической медициной и физиологией, как его горемычный, но подавляющий разноцветное эго отпрыска отец, - этот доктор ищет душу.
Делает это Фауст простыми и понятными зрителю методами. Вроде как Менгеле, но добрый. Или доктора из Массачусетса, который пять веков спустя взвешивал живых и мертвых, пытаясь определить вес души. И определил, что характерно.
В поисках денег доктор встречает некоего темного и рыжего одновременно ростовщика Маврикия, который вовлекает его в преступный сговор с целью завладеть тем, что сам физиолог и жуир, все это время ищет. Фактически - помочь в поисках да еще и приплатить за это. Кто же тут откажется?!
Как только отступает чувство голода, с главным антропологом и философом происходит удивительная метаморфоза: поиски человеческой души внезапно сменяются приступом банальной похоти - случайная встреча и желание впердолить некоей непорочной Маргарите, чьего брата интеллектуал случайно подрезал вилкой в пьяной драке, занимают все мысли протагониста.
Волшебное вино, бьющее фонтаном из стены, и порочная страсть на почве распития спиртных напитков и внезапно возникших приязненных отношений, толкают главного героя на подписание кровью договора купли-продажи, который он и не собирается исполнять.
Если учесть, что Фауст так и не нашел то, что продал по фьючерсу, то еще не понятно, кто и кого обманывал в этой сделке. Вероятно, Фауст был все-таки не немец.
Местами лента выглядит как извращенная прелюдия к Мастеру и Маргарите, местами, как театральная постановка, но никак она не напоминает как заключительную и ударную часть тетралогии Власть, про которую говорили интеллектуалы и синефилы.
После ночи с юной Марго, оформив по мелкому опту заказ и на ее мамашу, которая обладает чутким слухом и скорее всего храпит, Фауст, который в первоисточнике "жизнь отверг и смерти ждет с тоской", просто валит из города утренней лошадью, будучи преследуем неторопливым пьяным и больным немецкоязычным быдлом в асептических бинтах.
Гёте в гробу даже не пошевелился. Мало ли на этой планете людей с фамилией Фауст? И даже тех, кто продает свою душу? И даже физиологов, философов и всяких антропологов? Общего с ярчайщим образцом нордического гения тут только фамилия главного героя.
Время от времени мужчины тесно обнимаются. Время от времени роются в пыли. Время от времени едят грязными руками. И очень редко смотрят на женщин, которым нужны деньги, похоть или общее хозяйство.
Долгие прогулки и даже пробежки мощенными улицами древнего города и обилие диалогов - вот что запомнилось мне больше всего.
Вспомнился концерт раннего периода творчества донецкой группы Дуглас, который я посетил в компании одного относительно известного блюзового гитариста, который послушал одну песню и ушел с ремаркой относительно гитариста, которым был милейший во всех отношениях и обаятельный юноша характерной внешности по прозвищу Хоббит: Как можно все время играть соло?!
Хоббита уже нет с нами, но дело его живет - он действительно очень любил играть соло на своей полуакустике. Я все-таки остался и дослушал концерт до конца. И даже получил удовольствие. Потому что мне были интересны люди, что на сцене, и то, что они делают, а не то как у них получается. Это было и бесплатно, и для дела.
Диалогов в этой двухчасовой ленте где-то на короткий сериал, то есть герои не замолкают ни на секунду. Играют будто Хоббит соло. С экрана несутся пулеметные очереди красивого в предложениях, но мало связанного между абзацами метафизического трепа, который не имеет практически ничего общего с Гёте.
Ну, разве что и то, и другое произведение написано на немецком, который "ну что за язык". Славный своими максимами Фауст здесь практически не встречается.
Приблизительно так общались после первой полулитровки разбавленного спирта студенты физиологи и философы, если вдруг пересекались за одним столом в общаге. Тезис - антитезис и никакого синтеза. Закон отрицания отрицания мне лично было сложнее всего объяснить на пальцам страждущим, потому как сложнее прочих связан с эволюционной теорией Чарльза нашего Дарвина.
Всего есть две версии картины: одна с субтитрами, а вторая с русской озвучкой, которую начитал сам Сокуров. Мне досталась последняя.
Очень мрачное кино. Гнетущая атмосфера средневековья получилась у авторов лучше всего. Натура выбрана просто замечательно. Следы от автомобильных колес или может это просто широкие ободья у телег, на дороге были видны только на последних минутах. Черкесы в качестве телохранителей тоже доставили.
Девять миллионов евро потрачены с размахом. Концовка снималась в Исландии, у знаменитых гейзеров. На Камчатку было трудно лететь из-за того, что Солнце светит в глаза, видимо. Нужда сильнее, чем закон.
Лучше прочих выступили не разнообразные немецкие актеры и даже не безумный русский, который в приступе белой горячки умчал в Париж, но Антон Адасинский, который несколько лет работал у Вячеслава Полуниина.
Я не большой знаток актерской игры и прочих киношных штучек, но рыжий, жалкий и тщедушный Маврикий, который на самом деле и есть Мефистофель, получился у этого экс-мима более чем. Хотелось быстро и сразу его придушить, но потом - обязательно всплакнуть у тела отвратительной, но оттого ничуть не менее очаровательной лысеющей мрази.
До сих пор не знаю почему именно я решил и смог досмотреть картину до конца. Наверное потому, что с детства учили, что нельзя бросать дело прямо посреди дороги. Или потому что бабушка учили доедать кашу до последней крошки? Или потому, что хотелось понять как же так умело скачет и кривляется рыжая бестия?
Потому что все остальное сильно напомнило украинские выборы: килограммы потраченных денег и килотонны выброшенной актерами энергии вылились в совершенно предсказуемый и плоский результат: Толпа слепа, и ловок демагог - народ пошел, куда несет поток!
Комментарии
Вот, каюсь, не смотрел. Зато хорошо помнится телеспектакль по "Фаусту". С Казаковым и Гердтом.