Я не видел ни одной картины режиссера и сценариста Александра Пейна, но про его существование все-таки знаю благодаря одной-единственной ленте, которую так и не успел посмотреть полностью. Речь про малобюджетник Гражданка Рут, снятый еще в 1996 году и наделавшем немало шума.
После этого Пейн успел получить номинацию на Оскар за сценарий к фильму Выскочка, целый Золотой Глобус за сценарий к картине Про Шмидта, который я так же собирался посмотреть, но снова не дошли руки.
Потомки и Небраска - два его последних проекта, снятых в 2011 и 2013 годах соответственно. И оба опять же получили номинации на Оскар: за скрипт Потомков этот Пейн даже получил свою вторую статуэтку, а вот Небраска попала сразу в шесть номинаций и одной из них стал Лучший фильм 2014, но не выиграла ничего. И так нормально получилось.
74-летний сильно пьющий отец семейства вот-вот ступит на порог за которым его ждет неминуемый Альцгеймер. И вдруг получает письмо счастья, в котором некие доброхоты сообщают выживающему из ума деду, что тот выиграл миллион бакинских! Ехать нужно в городишко Линкольн, что в Небраске, где в какой-то затрапезной конторе старика и ждут денежки. Якобы.
Родственники не сразу, но таки понимают весь трагикомизм ситуации и начинают действовать сообразно обстановке и собственным представлениям о порядочности. Весьма своеобразным представлениям? Или все-таки весьма типичным? Многие родные и даже близкие люди проявляются с необычной и даже неожиданной стороны.
Картину снимали в Монтане, Вайоминге, Дакоте и любимой режиссером родной Небраске, а потому было отчего загрустить. Такого обычно в кино не показывают. Разве что в альтернативных картинах или лентах с микроскопическим бюджетом, снятых левыми активистами.
Исполнители главных ролей тоже не сильно известны, пусть и мелькали в различных шоу и сериалах. Выделяется главный дед от Брюса Дёрна, который и принес последнему приз на Каннском фестивале за Лучшую мужскую роль.
Сценарий Небраски лежал в столе у Пейна с 2002 года и было ясно, что лента обязательно выстрелит, потому как на главную мужскую роль стояла очередь из звезд пенсионного возраста, которые хотели войти в историю. Ибо Пейн плохого не делает. И это стало ясно задолго до того, как Александр без боли вошел в число управляющих Советом Академии и членом жюри Каннского фестиваля.
Самые простые фильмы - самые сложные. Это дорожное кино, в котором авторы осознанно сделали не самый популярный акцент на одновременном развале физической оболочки человека и отношений внутри семьи, когда всех и каждого интересует исключительно бабло, а любая линия доводится до абсурда. И потому становится смешной. Как и финальная сцена, в которой дед покидает некогда родной город.
Юмор Боба Нельсона, который стал автором сценария, не просто саркастичен, но черноват. Не стесняется в выборе инструментов, откровенно говоря. В этом ему помогает черно-белая пленка, на которую сняли вопреки первоначальной воле продюсеров всю картину. Такой парень как Пейн может себе такое позволить. Оттого мрачные пейзажи и ландшафты кажутся еще мрачнее.
По настроению очень похоже на ленту Зимняя кость, в которой блеснула несколько лет тому Дженнифер Лоуренс, которая сегодня - буквально дива Голливуда. Все-таки Средний Запад далеко не Побережья.
Старость и потомки не щадят никого. Независимо от берега Океана. Желающим посмотреть на реальную, живую Америку, а не только на ее сияющую яркими огнями витрину, - рекомендую настоятельно.