С новым фильмом Кевина Смита вообще странная штука выходит. Об его "Красном штате" молчат: в прессе, в обзорах, в критике. Хотя эту поделку Смит готовил несколько лет. По крайне мере на одном из кино-консилиумов трех-четырех летней давности он заявил о том, что его следующий фильм будет в жанре триллера. Однако сначала был "Зак и Мири снимают порно", затем молчание… и пришла беда.
Трое старшеклассников через Интернет находят даму, которая не прочь устроить "четырехколесный велосипед". Не откладывая, парни следуют на место. Их встречает не очень желанная мадам, поит пивом с клофелином, и парни оказываются со связанными руками в погребе.
Обвиненных в гействе парней без особых предисловий, - кроме речи с гитлеровским запалом от христианского пастора-фундаменталиста относительно разложения общества педиками и прочими извращенцами, - решают предать смерти. Парни вырываются, находят склад с оружием, но храбро гибнут. Тут подключается некий отдел, как бы из актива ЦРУ, который отслеживает действия религиозных сект.
"Красный штат" начинается а-ля teen-хорор, после резко берет ноту осуждения сектантства и выливается в совсем невразумительную резню. А на выходе получается битое попурри из полутонов, недосказанности и притянутых моралите.
Смит в "штате" напоминает Гарика Сукачева, который уже сколько времени рядится в певца ртом, пардон, "русского рока", ибо играет на гитаре, но, в сущности, выдает унылую кабачность и бардовые пассажи. Так и у Смита: въезжая на коне сарказма, он делает попытку сказать о пагубности религиозного фанатизма.
Спичи гомофобного содержания пастора с одной стороны намекают, что толерантность к меньшинствам - это гнилой шанкр общества и его необходимо лечить, операбельно. С другой сообщают, что внимание к геям - излишне; и, пожалуй, этим самым геям режиссер симпатизирует. Впрочем, в случае Смита и первое, и второе, и третье может быть вполне равноценно. Вот и получается, что Смит мечется от кротости к вульгарности, местами дудит в тромбон социальных вопросов, на самом деле ему не удается склеить собственные мысли в один рассказ.
Довольно-таки глупая часть с отделом по борьбе с пасторами. Приехав на место, агенты никак не решат - штурмовать им или ждать подкрепления. А когда сектанты начинают методично отстреливать агентов, агенты думают как это будет выглядеть на бумаге, если всех сектантов - с детьми и бабушками - умертвить. И могла бы проскользнуть такая себе памфлетичность на бюрократию, где жизнь человека не дороже листика в клеточку, но вся эта затея срывается в человечность поведения агентов.
Единственное на что в "штате" стоит обратить внимание, это Джон Гудмэн: осунувшийся, похудевший и постаревший. Он весьма органичен в образе изможденного перекрестными огнями начальство-
собственное место-беспокойство о своих сотрудниках. Его угловатые движения и три десятка слов сказанные на фильм хоть как-то оживили повествование. Да еще замечателен персонаж в небольшой роли полицейского: то ли тестостероновая женщина, то ли мужик с сиськами, но за него Смиту "спасибо".
К сожалению, "Молчаливому Бобу" уже нечего сказать. Ни о геях, ни о христианском фундаментализме, ни, похоже, в кино. Жаль.